Санкт-Петербург и область, 21 июн 2022, 15:45

«Ширпотреб приедет»: бизнес назвал новые «тропы» для ввоза товаров

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Несколько месяцев после введения санкций российские компании экстренно искали замену «потерянным» товарам массового спроса и промышленного назначения. Меньшая их часть выбыла из-за прямого запрета поставок, большая — из-за закрытия прежних транспортных коридоров. По словам российских чиновников, бизнес показывает высокую степень адаптивности и находит альтернативы в кратчайшие сроки. РБК Петербург опросил представителей петербургских компаний с тем, чтобы их глазами увидеть картину происходящих замен западных поставщиков восточными.

Коридоры заменили тропами

Большинство опрошенных РБК Петербург предпринимателей, участвующих в импортной деятельности как покупатели или перевозчики продукции, подтвердили: альтернативные пути ввоза потребительских товаров, оборудования и комплектующих найдены — они лежат через восточные страны. Однако пропускная способность новых транспортных коридоров весьма невелика: как выразился один участников рынка, «пока это тропы для малых партий товаров, с огромными пробками на границах». Для удовлетворения потребностей российских потребителей этих коридоров недостаточно, да и система оплаты импорта довольно сложна. Крупные российские дистрибьютеры описывают ситуацию так: «почти нет проблемы что купить, есть проблема — как оплатить и как привезти».

Перемещение из Китая

По мнению директора Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александра Курячего, «потребительский рынок, обслуживающий потребности физлиц, достаточно быстро переориентируется — найдет других поставщиков, другую логистику». Представители бизнеса это подтверждают.

«Основное развитие поставок сейчас идет через азиатские маркетплейсы, в частности, Aliexpress. — утверждает Андрей Мякин, директор по продажам транспортной компании СДЭК — У нашей компании подразделение в Китае работает более 5 лет. За это время мы уже наладили как внутреннюю логистику, так и осуществление «средней мили» по перемещению товаров из Китая в Россию». Напомним, что СДЭК занимается экспресс-доставкой посылок и мелких грузов для физлиц, в том числе, ввозит из-за границы косметику, бижутерию, книги, бытовую технику, гаджеты, и др.

Крупный дистрибьютер потребительской электроники уверен, что потерянные поставки смартфонов, компьютеров и пр. можно заместить в разных категориях на 85-95%. «Рынок недорогих товаров массового спроса в России довольно большой — на ширпотреб из Китая и Турции мы можем рассчитывать», — уверен участник рынка, пожелавший остаться не названным.

Приостановка из-за комплектующих

Намного сложнее ситуация у промышленных потребителей импорта, считает Александр Курячий — «разворот на Восток» в части оборудования, комплектующих, расходных материалов для предприятий, сильно затруднен. «Наша компания специализируется на разработке и поставке автоматизированных систем управления технологическими процессами для объектов электроэнергетики, — рассказал, например, директор по развитию ООО «Ракурс-инжиниринг» Михаил Чернигов. — Сегодня некоторые из наших проектов находятся в приостановке. Основная причина — нехватка комплектующих из-за санкций».

По мнению Александра Курячего, Китай может заместить какие-то конкретные детали и компоненты, но значительная часть производств в Петербурге работают на оборудовании из «недружественных» стран. «В этих случаях Восток мало чем поможет помочь, — считает эксперт. — Когда у компаний закончатся складские запасы, у этих предприятий могут начаться серьезные проблемы». Примером таких проблем уже является петербургский автопром, остановивший конвейеры из-за нехватки комплектующих и логистических проблем. Сообщается, что компании совместно с городом ищут выход, но, очевидно, альтернативные поставщики необходимых компонентов пока не найдены.

Сложная ситуация — и у петербургских предприятий, использующих электронную компонентную базу: она полностью зависит от импортных поставок. Как ранее писал РБК Петербург со ссылкой на отраслевых экспертов, поставки ключевых, для некоторых производств, чипов из Южной Кореи, Японии и США заместить невозможно. Кое-какую микроэлектронику можно заместить аналогами, но «предприятия столкнулись с тем, что приходится проводить редизайн плат на ту компонентную базу, которая сейчас доступна из дружественных стран», отмечает председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик. По мнению Александра Курячего, такая же проблема существует и в фармацевтике — технологии производства лекарств завязаны на «недружественные» страны. Хотя Индия может заместить значительную часть потерянных поставок (по расчетам Кирилла Соловейчика, Петербург должен импортировать компоненты для производства 372 жизненно важных лекарств), но для этого заводские линии придется перестраивать.

Вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов отметил, что замещение восточной промышленной продукцией поставок с Запада не может произойти быстро. «Под санкции попал большой объём оборудования гражданского назначения — валы для оборудования, ножи. Есть ряд компонентов, которые не попали под санкции, но в связи с «истерикой» на Западе они не поставляются компаниями в добровольном порядке, — сказал он ранее РБК Петербург. — У большинства предприятий в Ленобласти было установлено немецкое или итальянское оборудование, китайское оборудование используется значительно реже. Думаю, у них получится заместить европейских поставщиков, но на это нужно время».

Не то качество?

Алексей Игорев, региональный директор компании «Технофлот», поставляющей оборудование для «пищевки» и ресторанов, утверждает, что китайцы смогут компенсировать не более 40% потерянных в Европе поставок — сложное современное оборудование для крупных предприятий пищевой промышленности они не производят, а специализируются на относительно простом, дешевом оборудовании.

«Мы активно занимаемся поиском новых партнеров, но поиск адекватных производителей вне Европы пока в работе, — говорит Алексей Игорев. — Недавно наши специалисты посетили несколько заводов в Турции и убедились: конечно, это не то качество, которое дает Европа. Сейчас изучаем одного производителя в Китае, но пока уверенности в качестве нет».

Участник рынка, пожелавший остаться не названным, приводит еще один аргумент, который заключается в том, что у КНР могут возникнуть причины искусственно ограничивать высокотехнологичный экспорт в РФ. «Выгода от приобретения новых долей российского рынка, где не очень высокий технологический спрос, будет для Китая несоизмеримо меньше, чем возможные убытки от потери американского рынка из-за вторичных санкций». Он уверен, что 10-15% наиболее высокотехнологичных товаров, выбывших из-за западных санкций, «Восток» нам не поставит никогда».

В то же время некоторые петербургские промышленники убедились на своем опыте, что можно найти альтернативных производителей комплектующих и в Китае, и в других восточных странах. «Появились новые производители комплектующих для наших конвекторов, а также поставщики медной трубки для теплообменников — помимо Китая, это Узбекистан и Вьетнам. Причём, на удивление, их качество вполне достойное — все наши требования эти производители соблюдают. Идут навстречу — работают с качеством, что-то там дорабатывают», — свидетельствует Виктория Нестерова, генеральный директор АО «Фирма Изотерм», российского производителя систем водяного отопления (завод расположен под Петербургом).

Европа через Азию

Как утверждают представители ряда компаний, некоторые европейские производители продолжают сотрудничать с россиянами — по товарам, не подпавшим под санкции.

«По импорту сохранились поставки товаров, не попавших в санкционные списки из Германии, Италии, Бельгии, Финляндии», — говорит Роман Гордиенок, генеральный директор ООО «Национальная Логистическая Группа», эксперт Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России». По словам Алексея Игорева, вначале более половины его европейских партнеров остановили поставки оборудования. «Но потом некоторые стали присылать письма о возобновление работы — поскольку мы не входим в санкционные списки. Меньше всего «отказников» в Италии. Логистика поставок у нас пока не изменилась — по-прежнему возим по суше напрямую из Европы, но приходится быть «на чеку», так как ситуация постоянно меняется», — свидетельствует он.

Однако для большинства импортеров поставки сильно усложнились из-за деформирования логистики (запрещен заход российских судов в европейские порты, транспортировка по Европе грузов российскими перевозчиками и т.п.). Это заставляет перевозчиков перестраивать маршруты импорта. здесь Восток играет важную роль, предоставляя свои территории для транзита западноевропейской продукции в Россию — в том числе, в Петербург, чей порт оказался практически закрыт для приема грузов.

Так, с компанией «Изотерм» европейские партнеры тоже согласились на продолжение поставок — но попросили изменить логистику. «Мы нашли новые пути — договорились с нашими партнерами в Казахстане. Европейцы повезут комплектующие для нас сначала в Казахстан, а из Казахстана наши партнеры повезут уже к нам», — говорит Виктория Нестерова. О возможности заказывать европейские комплектующие через Китай, Турцию, Казахстан, Грузию и другие страны говорит и Михаил Чернигов.

Логистика перестроится

Серьезные перспективы эксперты и участники рынка связывают с транспортным коридором через Иран по Каспийскому морю в Астрахань. «Иран — очень удобный хаб. У нас налажены прямые финансовые расчеты с этой страной. Географически он выгодно расположен, например, для поставок из ОАЭ, которые играют роль некого оффшора по параллельному импорту и могут без проблем расплачиваться за перевозки в Иран грузов для России», — говорит Александр Курячий. Как свидетельствуют участники рынка, этот коридор уже реально формируется — но пока по нему идут нерегулярные поставки малыми партиями. Причина в отсутствии серьезной инфраструктуры (портовой, дорожной) и потребуется, по мнению экспертов, 3-5 лет для того, чтобы коридор нормально заработал.

Правда, поиск альтернативных путей происходит в условиях ужесточения финансовых условий сотрудничества, отмечают представители бизнеса. «Кредитные линии, отсрочки и другие формы лояльности теперь не работают — отгрузка оборудования нам происходит только при стопроцентной предоплате. Которая усложнилась технически (из-за включения ряда банков в санкционный список) и затрудняет работу», — говорит Алексей Игорев.

Впрочем, Андрей Мякин считает, что проблемы логистики будут скорее решаться не обустройством новых хабов и автомобильных коридоров, а развитием железнодорожных и морских перевозок: «В ближайшей перспективе 1-2 лет нам не стоит ждать каких-то больших инфраструктурных проектов, таких как строительство новых хабов или прокладка новых магистралей. Быстрее будет развиваться контейнерная железнодорожная перевозка, так как данная инфраструктура уже существует. Она уже востребована и будет расти, пока не будут решены проблемы с самыми мощными, морскими контейнерными перевозками».

Алексей Мельников, генеральный директор компании «Марвел-Дистрибуция», крупнейшего российского дистрибьютера бытовой электроники, оптимистичен: «Все крупные технологические гиганты ищут возможности для продолжения сотрудничества. Я думаю, что через полгода или чуть больше мы увидим налаженные цепочки поставок, которые позволят нашим восточным соседям, с одной стороны, не опасаться санкций, а с другой — обеспечить необходимым высокотехнологическим оборудованием российский рынок».

Быстро не получится

Суммируя сказанное предпринимателями, можно сделать вывод, что переориентация российского бизнеса на условный «Восток» простой не будет. Связано это в первую очередь с тем, что решение такой задачи в сложившихся условиях требует действий в режиме форсмажора — форсированного налаживания новых контактов и расширения существующих. Однако, во-первых, такая поспешность противоречит обычаям делового оборота. Например, Китай, как отмечают собеседники РБК Петербург, не стремится форсировать взаимодействие с иностранцами, стараясь при этом получить наибольшую выгоду для себя и не слишком заботясь об интересах потенциальных партнеров. Примерно так же, хотя и не столь жестко, ведет себя бизнес и в других странах условного Востока. Эти обстоятельства, а также различия в менталитетах российских и восточных бизнесменов, плюс реальная угроза вторичных санкций, препятствует быстрой переориентации российского импорта на Восток.

Второе обстоятельство, на которое обращают внимание эксперты, состоит в том, что в режиме форсмажора не всегда готовы действовать и российские власти, хотя задача смены вектора с западного на восточный декларируется на высшем уровне. В частности, как указывают участники рынка, решению поставленной задачи мешают неадекватные, с точки зрения этой задачи, темпы изменений российских административных регламентов. Предприниматели сетуют на то, что эти регламенты (получение лицензий, сертификатов, разрешений на ввоз товаров и т.п.) разрабатывались для относительно спокойной ситуации, их оформление занимает большое время, до полугода и более, и нуждаются в серьезном упрощении.

Как показывают приведенные выше примеры, в сфере бытового потребления перемены будут не столь драматичны хотя бы в силу того, что организующая функция государства в сегменте B2C не так велика. Однако что касается промышленной сферы, решение задачи переориентации на Восток потребует некоторого изменения принятых в госструктурах алгоритмов принятия решений, уверены собеседники РБК Петербург.


Подробнее об адаптации экономики к изменившимся рыночным и геополитическим условиям см. выпуск журнала «РБК + Петербург» № 32 (июнь-август 2022 г.)


Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков