«Амбиции заметно снизились»: о чем говорят итоги ПМЭФ-2023
На Петербургском международном экономическом форуме 2023 Северная столица заключила 62 соглашения (в том числе 40 инвестиционных) на общую сумму 661,33 млрд рублей. Ленинградская область подписала меньшее количество соглашений — 30, зато среди них есть очень крупные, так что общая сумма составила 892,7 млрд рублей, что превышает петербургский уровень на 35%.
РБК Петербург попросил экспертов оценить, чем представленные сейчас проекты отличаются от прошлогодних, какие из них будут иметь наиболее серьезные последствия для Петербурга и Ленобласти и что сказал форум о настроениях среди предпринимателей и инвесторов. Собеседники РБК Петербург констатировали отказ от иллюзий большинством бизнесменов и возрастающую роль государства в инвестиционном процессе.
Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н.:
«Структура заявленных на ПМЭФ соглашений демонстрирует, на мой взгляд, очень важный тренд — большая часть предпринимателей, работающих в промышленности, избавилась от иллюзии, что скоро все вернется на круги своя, санкции отменят, и не надо радикально перестраивать свой бизнес, а надо только подождать. Они осознали реальность — нынешние условия надолго, и надо подстраиваться под них. Готовность работать у них есть.
Промышленники реализуют наработки, которые раньше не использовались, а теперь востребованы. Неплохо используется опыт китайцев в творческом копировании.
«Они осознали реальность — нынешние условия надолго, и надо подстраиваться под них»
Проекты, представленные на ПМЭФ-2023, заметно отличаются от прошлогодних. Амбиции заметно снизились: уже нет небоскребов, нового аэрохаба или чего-то подобного. Нынешние проекты привязаны к «земле», к реальной экономике. Это инфраструктура, развитие промышленных производств и проекты, обеспечивающие промышленность. Представлено довольно много средних по размеру проектов, реально полезных. Хочу отметить, например, проект Балтийской промышленной компании по созданию инструментального производства, который в сущности является четким сигналом восстановления отечественного станкостроения. Также интересен ряд проектов нашего судостроительного кластера.
Различия петербургских и областных проектов обусловлены спецификой регионов. Дефицитная и потому дорогая петербургская земля, к тому же густонаселенная, не позволяет осуществлять огромные промышленные проекты, особенно, небезупречные с экологической точки зрения, как например, проект глиноземного завода компании «Русал». Такого рода проекты более уместны в Ленобласти. В Петербурге заявлены в основном инфраструктурные проекты (дорожные, энергетические и т.п.) и высокотехнологичные промышленные, не требующие больших площадей, например, биомедицинские и фармацевтические, которые обладают большой маржинальностью и весьма перспективны для развития городской экономики. Также перспективны проекты, связанные с производством электронных компонентов.
«Дефицитная и потому дорогая петербургская земля, к тому же густонаселенная, не позволяет осуществлять огромные промышленные проекты»
В то же время позиция Петербурга в инвестиционном рейтинге — 6 место, на уровне Чечни — хорошо отражает готовность инвесторов отдавать нам приоритет перед другими, более привлекательными регионами, 10 из которых опережают Петербург по качеству бизнес-среды. Будь ситуация с инвестиционным климатом в городе получше, возможно, инвестиций пришло бы больше.
Стоит помнить, что подписанные на ПМЭФ соглашения — это не коммерческие контракты, а всего лишь декларации о намерениях. Возможности проектов быть реализованными зависят от рисков, актуальных сейчас и в перспективе. Среди них наиболее серьезен, на мой взгляд, риск, связанный с персоналом — с возможностями инвесторов и поддерживающего их государства обеспечить новые производства работниками нужной квалификации и в необходимом количестве. Сейчас этот фактор является, на мой взгляд, ключевым — ни деньги, которых пока достаточно, ни ресурсы, ни даже технологии. Главная проблема — кто будет работать на предприятиях. Кадровый дефицит нарастает. Эту проблему решить трудно, покрыть дефицит мигрантами не всегда получается, потому что необходимы квалифицированные работники. В связи с этим возникают серьезные риски для новых инвестпроектов Ленобласти, которые создают 10 тысяч рабочих мест, как сообщил губернатор Александр Дрозденко.
Помимо прочего, дефицит кадров приводит к существенному росту зарплат, а значит, к увеличению издержек производства. Издержки инвестпроектов вырастают также из-за необходимости обеспечивать жильем дефицитных работников — иначе они не придут. Приходится применять механизмы льготной аренды жилья и даже возвращаться к советской практике заводских общежитий. Без этого замечательная программа «Профессионалитет», реализуемая при федеральной поддержке, которая готовит квалифицированные кадры, будет поставлять работников не Петербургу, а другим регионам, где социальное сопровождение найма лучше, чем у нас. В этой связи гигантский совместный проект Ленобласти и ГК «Самолет», с объемом инвестиций в 323 млрд рублей мне представляется вполне уместным — если он будет нацелен на обеспечение жильем работников новых предприятий.
«Ни деньги, которых пока достаточно, ни ресурсы, ни даже технологии. Главная проблема — кто будет работать на предприятиях»
От некоторых предпринимателей, которые в прошлом году еще сопротивлялись переменам, я сейчас услышала потрясающее заявление: «Ура! Вернулись девяностые!». То есть, можно снова делать большой бизнес. Люди восприняли нынешнюю ситуацию как появление новых возможностей. Как сказал один из очень уважаемых людей: «Снова стало интересно жить».
Нина Одинг, руководитель Исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»:
«Места приложения проектов обусловлены спецификой наших регионов. У Ленобласти достаточно много свободных площадей, урбанизированных территорий вблизи Петербурга с инфраструктурой, работоспособным населением и тем самым привлекательных для размещения промышленных объектов. В этой связи в качество примера хочется отметить гигантский проект глиноземного завода компании «Русал» в Ломоносовском районе.
Обращает на себя внимание ряд заявленных проектов, расширяющих действующие производства. В отличии от новых, эти проекты имеют гораздо большие шансы быть реализованными. Это, в частности, складские помещения для действующих производств, завод строительных конструкций, расширение «Петрополимера» в Гатчинском районе для нового производства пластмассовых изделий и упаковки, производство медицинской техники во Всеволожске с соответствующими складами. Продолжается развитие портовой инфраструктуры в Усть-Луге, поскольку Ленобласть очень привлекательна для экспортно-импортных операций.
В Петербурге главное богатство — недвижимость и среда, обладающая исторической и культурной ценностью. Город зачастую торгует прекрасными видами, из-за чего у нас появляются жилищные проекты, главным достоинством которых является не архитектура, а место и вид на город. Подобный проект сейчас заявлен на Петровском острове.
«Проектов строительства метро не заявлено вообще. Оно строится недопустимо медленно и исключительно на средства городского бюджета»
Недвижимость предполагает адекватную транспортную инфраструктуру. Такого рода проекты также заявлены на форуме. Однако они преимущественно (по масштабам, объемам инвестиций) ориентированы на нужды частного автотранспорта — предусматривают строительство мостов, путепроводов, развязок. Трамвайный проект только один — в Славянку и Пулково. Проектов строительства метро не заявлено вообще. Оно строится недопустимо медленно и исключительно на средства городского бюджета. В то же время огромный федеральный проект в формате ГЧП с банком ВТБ за 300 млрд рублей предусматривает строительство трассы М-7. Жителям предлагают перемещаться по городу на личных автомобилях, либо ждать по полчаса автобуса и ехать до нужного места с пересадками. Впрочем, проекты заявляют инвесторы, откликаясь на предложения администрации города, так что спасибо им хотя бы за это. Это та реальность, с которой мы сейчас имеем дело.
Но заявленные проекты не решают проблем Петербурга, они были и остаются. Это главным образом проблемы транспортной доступности в некоторых районах города. А также проблема сохранения культурного наследия. В этой сфере много раз предлагались предпроектные решения, но они так и не были реализованы. Я имею в виду «Кресты», Конюшенное ведомство, Апраксин двор, комплекс зданий бывшего завода «Красный треугольник».
«Если раньше в списке потенциальных инвесторов фигурировало большое количество частных инвесторов, то сейчас главным инвестором становится государство»
Кроме того, если раньше в списке потенциальных инвесторов фигурировало большое количество частных инвесторов, то сейчас главным инвестором становится государство, в основном, федеральный бюджет, а также государственные и квазичастные компании. А настоящие частные компании зачастую либо не завершают проекты, либо просто исчезают вместе со своими проектами».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Наиболее крупные инвестиционные проекты Петербурга и Ленобласти, заявленные на ПМЭФ-2023:
- Соглашение о намерениях по строительству в формате ГЧП с банком ВТБ трассы М-7. Объем планируемых инвестиций составит порядка 300 млрд рублей. Это будет автомагистраль непрерывного движения от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе с мостом через Неву в створе Арсенальной улицы. Она станет дублёром Большого Сампсониевского проспекта и проспекта Энгельса, позволит вывести значительный поток транспорта с перегруженных улиц.
- Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и АО «Балтийская промышленная компания» при реализации инвестиционного проекта — строительства предприятия по производству тяжелого металлорежущего оборудования. В проект намерены инвестировать от 7 до 9 млрд руб. Новое производство разместится на территории особой экономической зоны участок на площадке в 50 тыс. кв. м. на проспекте Энгельса на льготных условиях. Завод планируют построить в течение 2- 2,5 лет. Предприятие, в частности, будет выпускать оборудование, которое в данный момент в России не производится.
- Соглашение о сотрудничестве между СанктПетербургом и акционерным обществом «Силовые машины» при реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики. Проект предусматривает внедрение новых технологий, модернизацию производства турбин и генераторов большой мощности и комплекса испытаний крупных электрических машин. Общий объем инвестиций в течение 2023-2025 годах составит 8,5 млрд рублей. Дополнительно будет создано не менее 200 новых рабочих мест.
- Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ПАО «Россети» по развитию инфраструктуры для электротранспорта. Соглашение предусматривает совместную проработку инвестиционных проектов, координацию и оптимизацию процесса технологического присоединения к сетям зарядных станций. До конца 2024 года предстоит практически вдвое (с нынешних 50 до 100) увеличить количество зарядных станций для электромобилей.
- В Ленобласти наиболее крупный — проект по строительству глиноземного завода компании РУСАЛ в Ломоносовском районе с объемом инвестиций в 400 млрд рублей;
- Соглашение с ГК «Самолет» о сотрудничестве в сфере жилищного строительства и развитии социальной инфраструктуры с объемом инвестиций в 323 млрд рублей;
- Развитие спортивных и оздоровительных объектов всесезонного курорта «Охта Парк» с объемом инвестиций в 12 млрд рублей;
- Строительство малотоннажного завода сжижения природного газа АО «Криогаз» с объемом инвестиций в размере 10 млрд рублей.
Подготовил: Владимир Грязневич