Санкт-Петербург и область, 21 июл 2020, 17:14

Стали известны причины дефицита велосипедов в Петербурге

Читать в полной версии

В Петербурге продавцы качественных велосипедов не смогли удовлетворить выросший более чем в два раза спрос. Как выяснил РБК Петербург, ко второй половине июля склады поставщиков оказались опустошены, проданы даже залежалые коллекции с 2014 года. Теперь российские продавцы и дистрибьюторы продукции в сегментах средний и выше среднего готовятся к следующей проблеме — дефициту товара из коллекции 2021 года, а производители — к простою в несколько месяцев.

Неожиданный всплеск

Пик продаж велосипедов, затянувшись на месяц, в этом сезоне подходит к концу: вместо апреля-мая он пришелся на июнь. Товар у производителей и поставщиков практически закончился. Этим летом продажи в целом по рынку выросли в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Но, несмотря на ажиотажный всплеск, объем рынка по итогам этого года останется на уровне прошлого года из-за пандемии и нехватки товара.

Импортеры в этом году сократили закупки велосипедов из-за роста курса основных валют и пандемии; участники рынка ожидали, что и сезон будет короче, и спрос ниже, чем обычно. Но прогадали, говорят игроки рынка. «В результате сейчас и в Москве, и в Петербурге очень плохой выбор товара в ценовом сегменте от 35 тыс. Сейчас очень сложно найти велосипед с конкретными характеристиками по цене от 100 тыс. (по этой цене начинаются велосипеды для начинающих спортсменов). А в премиальном сегменте, который начинается от 300 тыс руб., практически нереально», — говорит экс-владелец московского магазина по продаже велосипедов, бренд-менеджер зарубежного спортивного бренда Hoka One One Тарас Кащук.

Однако в петербургской компании Electra Bicycle Company Russia & China (ТМ Electra) отмечают, что на данный момент нет в наличии велосипедов и начального уровня стоимостью до 45 тыс руб., они закончились первыми. Но в целом спрос вырос в компании на все линейки велосипедов.

Кирилл Остапенко, основатель сети по продаже велосипедов «Велодрайв», рассказал, что в конце мая традиционно начинает падать спрос на велосипеды, но в этом году спрос продолжал расти весь июнь. «Мы начали искать товар по поставщикам, но ни у кого ничего нет. У петербургских дистрибьюторов, торгующих брендами Author и Horst, велосипеды закончились еще месяц назад. Мы начали пылесосить по рынку все, что есть. В этом году аномалия еще и в том, что продаются любые модели. Например, нам привез поставщик велосипеды, которые лежали у него на складе с 2014 года. Хорошие, классные городские велики с хорошей посадкой, но старая коллекция. И на них был ажиотаж», — рассказал Кирилл Остапенко.

В «Велодрайве» средний чек в мае-июне вырос примерно на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В Electra Bicycle Company Russia он вырос в июне на 20% по сравнению с июнем прошлого года.

Кроме того, многие петербуржцы ранее предпочитали покупать велосипеды, начиная от среднего ценового сегмента и выше, в Финляндии, а в этом году границы закрыты. Соответственно, и за счет этой категории клиентов, вырос спрос в петербургских магазинах, отмечают продавцы.

Участники рынка говорят, что проблем с ассортиментом нет только в бюджетном сегменте, где велосипеды стоят до 15-18 тыс. руб., значительная часть из них представлена в продуктовых гипермаркетах и спортивных сетях типа «Спортмастер» и «Декатлон». В «Ленте» подтвердили, что сеть не испытывает проблем с ассортиментом — и трудностей с поставками этого товара из Китая нет. «С начала марта по середину июня в магазинах «Ленты» продажи велосипедов выросли в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Заказ на изготовление велосипедов формируется почти за год до начала сезона», — отметили в пресс-службе «Ленты».

Сегменты велорынка

В целом на рынке велосипедов на премиальный сегмент (без учета дешевых китайских велосипедов по цене до 20 тыс. руб.) приходится около 10% от общероссийского рынка, на средний и средний плюс (от 100 до 300 тыс. руб.) — 20-25%, на масс-маркет (от 20 до 100 тыс. руб.) — 60-70%, оценил Тарас Кащук.

Дефицит комплектующих

Опрошенные РБК Петербург дистрибьюторы и производители отмечают, что товар практически закончился. В компании «Максимум» (дистрибьютор чешского бренда Author) сообщили, что самые популярные модели уже раскуплены, поэтому спрос начинает ослабевать, «хотя что-то еще в ассортименте осталось». У пермского производителя велосипедов «Форвард» (ТМ Forward) продукция также заканчивается, некоторых моделей уже нет в продаже. Совладелец Electra Bicycle Company Russia & China Раймонд Меднис также отметил, что у поставщиков нет в наличие товара, у них все склады стоят пустые.

Игроки рынка говорят, что ситуация с повышенным спросом и дефицитом товара сложилась не только в России, но и в Европе и Азии. «Дефицит с комплектующими для велосипедов — это мировая проблема, так как одинаково повышенный спрос наблюдался во всех странах из-за того, что люди из-за карантина оставались в пределах своего проживания, поэтому начали активно покупать велосипеды», — рассказывают в дистрибьюторской компании «Максимум».

Многие велопроизводители не могут продолжать выпуск велосипедов из-за нехватки навесных комплектующих, которые в основном поставляет японская компания Shimano (тросы, тормоза и тд). Несколько месяцев заводы этой компании были закрыты из-за карантина, и в результате образовалась очередь на закупку комплектующих. «У Shimano был лавинообразный спрос от велопроизводителей, которые хорошо в посткарантинный период опустошили свои склады», — говорят в «Максимуме».

Комплектующие от Shimano в России используют четыре завода по производству велосипедов (бренды Stels, Forward, Stinger и Stark). Каждую осень, после распродажи продукции, велопроизводители уходят на плановый ремонт — в среднем на полтора месяца. Но в этом году плановая остановка может перерасти в простой из-за отсутствия запчастей, рассказали российские производители.

Пермский «Форвард» работает с Shimano напрямую. «Нам в японской компании сообщили, что смещение поставок от них произошло на 3 месяца, то есть если раньше заказ надо было делать за 6 месяцев, то теперь за 9 месяцев. Это значит, что плановый ремонт мог бы для нас затянуться на четыре месяца. Но мы нашли альтернативу Shimano — это продукция от китайского производителя LTwoo. Это молодая компания, в которую китайское правительство вкладывает огромные средства и создает конкурента японской компании. У китайской компании продукция даже технически интереснее и немного дешевле, чем у Shimano», — поясняет Максим Флигель.

У петербургского дистрибьютора «Максимум» также велосипеды с комплектующими от Shimano — и пока все обязательства японским производителем на осень компании подтверждены. «У Shimano и так все мощности работают в полную силу, поэтому компания, скорей всего, будет повышать цену на свою продукцию, так как это единственная возможность удовлетворить повышенный спрос», — считают в «Максимуме».

Участники рынка считают, что несмотря на бурные продажи велосипедов в этом сезоне, из-за дефицита рынок все равно не вырастет по итогам года в штуках, и останется на уровне 2019 года. Зато в следующем году прогнозируют рост. По мнению Максима Флигеля, по итогам 2021 год мировой рынок велосипедов покажет рост на уровне 50%, а в России — на уровне 20-25%.

Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
Импортозамещение больше не интересует инвесторов. Куда потекли капиталы
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Какие нюансы налоговой амнистии за дробление бизнеса никто не обсуждает
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
На какой препарат теперь делает ставку производитель оземпика