Санкт-Петербург и область, 21 авг 2020, 17:43

Дневник кризиса: «Бизнес просит экологов не портить людям 1 сентября»

Читать в полной версии

Российские предприниматели по просьбе РБК Петербург ведут хроники своих рабочих дней в период кризиса. Они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития. В сегодняшней дневниковой записи — многомиллионные потери российских производителей цветов из-за карантина и их тревоги в связи с общероссийской благотворительной акцией.

Алексей Антипов, совладелец комплекса по выращиванию цветов «Новая Голландия»:

«В Петербурге цветочная розница открылась после карантина на 85%. Немного перераспределились каналы продаж в пользу онлайн. Но полученные отраслью «травмы» серьезны — производители цветов и розница из-за пандемии понесли огромные убытки. Например, наша компания только за март списала 25 млн руб., потому что цветочные магазины закрылись, и вся продукция испортилась. Тем не менее, нашу отрасль не признали пострадавший, никакой господдержки нам не полагается.

Полученные отраслью «травмы» серьезны — производители цветов и розница из-за пандемии понесли огромные убытки. Например, наша компания только за март списала 25 млн руб.

У производителей цветочной продукции маржинальность бизнеса всегда была небольшой. В прошлом году она дополнительно снизилась из-за того, что ввели оплату НДС, и теперь мы платим 10% с оборота (то есть, если оборот 1 млрд руб., то платим 100 млн руб. налога на добавленную стоимость). Ранее же, до 2019 года цветочная отрасль облагалась только единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) в размере 6%.

Из неожиданных плюсов — девальвация рубля, происходящая сейчас. Российским производителям цветов она играет на руку — люди беднеют, а импортные цветы завозятся уже по более высокой цене; их привлекательность для покупателя падает. У нас в России 83% свежесрезанного цветка — это импорт, 17% — отечественный цветок. Очевидно, это соотношение будет меняться. В целом же по итогам 2020 года объем рынка цветов в России сократится, думаю, на 10-15% в стеблях (в штуках — ред.).

В мае наметился тренд на восстановление продаж, но сейчас пришли новые проблемы — снова стартовала масштабная рекламная акция благотворительного фонда «Алеша» под лозунгом «Дети вместо цветов». Такая агитация происходит уже второй год подряд и самым ощутимым образом бьет по нашему рынку — из-за этой кампании перед прошлым 1 сентября продажи цветочной отрасли упали на 30%. «Алеша» призывал не тратить деньги на цветы, а перевести их подопечным фонда. Убытки были большие — цветы завезли, но реализовать их в обычном для этого времени объеме не удалось. Я полагаю, чтобы успешно заниматься благотворительностью, необязательно портить людям праздник, а нам продажи — тем более, в такой сложный год. Люди, поздравляющие учителей по традиции, сложившейся десятилетиями, не должны чувствовать себя преступниками, обделяющими больных детей.

Чтобы успешно заниматься благотворительностью, необязательно портить людям праздник, а нам продажи — тем более, в такой сложный год.

В этом году к кампании против дарения цветов присоединились экологи. Группа защитников природы во главе с Татьяной Мамеевой обратилась в Госдуму с требованием запретить букеты из живых цветов на 1 сентября, 8 марта и другие государственные праздники. Появление с цветами в общественном месте предлагают приравнять к общественному правонарушению. Эти активисты в видеоролике призывает не покупать цветы на 1 сентября, добавляя, что надо сохранять им жизни — «сколько загубленных жизней зеленых растений». На самом деле, если цветы не срезать, то куст умрет. Срезая цветы с куста, мы за ним ухаживаем, придаем форму. То есть это безграмотная позиция — так же можно призвать не есть помидоры или бананы.

На этой неделе началась основная рекламная кампания акции «Дети против цветов», что беспокоит всю цветочную отрасль. Национальная Ассоциация Цветоводов и ассоциация «Теплицы России» обдумывают возможность действий в защиту нашего законного бизнеса. Ведь именно 1 сентября и 8 марта все предприниматели-цветочники зарабатывают: продажи перед Днем знаний вырастают обычно на 20-30%.

Все-таки мы крупная отрасль, рыночная, платим налоги и создаем рабочие места. Я за то, чтобы в кризисный год общество находило баланс между интересами разных людей, и интересы предпринимателей не оказывались на обочине».

Справка:

Движение, получившее название «Дети против цветов», возникло в России в 2014 году. Отправной точкой стал поступок московской учительницы Аси Штейн, предложившей своим ученикам не дарить ей букеты, а вместо этого кому-то помочь. Инициативу поддержали многие учителя — как они объясняли, «если дети дарят не цветы с дачи, а роскошные букеты за большие деньги, учитель чувствует себя как минимум неловко». Превратившись в массовую кампанию, движение стало предметом дискуссий. В школьных чатах родители говорили в частности о «коллективном принуждении» к благотворительности и отказу от традиций.

В 2019 году идею подхватил благотворительный фонд «Алеша», начав на федеральных ТВ рекламную кампанию «Дети вместо цветов». Тогда некоторые учителя стали критиковать акцию, называя ее в том числе и «унизительной». Например, учитель петербургской гимназии № 61 Юрий Сипинев сказал РБК Петербург, что считает акцию некорректной по отношению к педагогам. «Благотворительностью можно заниматься не только 1 сентября — для этого есть любой другой день. Человек, который хочет сделать доброе дело, обычно не ищет повода для этого. Возможно, за этой акцией, действительно, стоит определенная идеология, но все же это одноразовое событие и со стороны смотрится оскорбительно — словно учителя что-то отбирают у детей (и у тех, и у других) — и нравственнее было бы это изменить. 1 сентября — это неотъемлемая культурная традиция для школы. Для ребенка это важный праздник, который просто нельзя представить без цветов», — подчеркивал педагог.

Записала Амера Карлос


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей