Санкт-Петербург и область, 21 окт 2019, 16:25

Жители Ленобласти перенимают европейский опыт борьбы с портами

Читать в полной версии
Фото: Виктор Погонцев/Интерпресс

Реализация ряда портовых проектов Ленинградской области, особенно в Вистино и Приморске, сопровождается массовыми протестами местных жителей и экологов. Позицию общественности частично поддержали и местные власти. По словам опрошенных РБК Петербург активистов, ситуация в регионе не уникальна, и поэтому сторонам конфликта при поиске компромисса можно опереться на зарубежный опыт. В частности, ранее соседняя Финляндия прошла через большой конфликт в связи с проектом переноса грузового порта Хельсинки — жители Суоми смогли принудить инициаторов проекта к серьезным уступкам.

Побережье под промзону

Жителей Ленобласти обеспокоила перспектива получить вблизи домов открытую перевалку угля и удобрений. Они не верят обещаниям компаний-инвесторов перевозить по железной дороге и переваливать в порту все сыпучие грузы закрытым способом, ссылаясь на высказывания независимых экспертов. «Я уже давно не слышу о закрытых комплексах по перевалке угля. Если уголь находится в закрытом помещении, то он становится пожароопасным. Поэтому во всем мире такие комплексы частично-закрытого типа. В таком случае уголь все равно хранится на улице, его ворошат, чтобы он не загорелся», — заявил ресурсу «Луна» Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда».

Но еще больше местное население возмущено уничтожением лесных угодий. «Приморский УПК» минувшей весной вырубил 265 га леса под площадку для строительства порта — еще до утверждения проекта и до публичных слушаний. Формально лес вырубали по закону. «Приморский УПК» в январе 2019 года заключил договор с комитетом по природным ресурсам Ленобласти на аренду лесных участков Рощинского лесничества для заготовок древесины — правда, как обычный лесозаготовитель, а не строитель порта. Позднее был заключен новый договор — о строительстве на территории, где прошли вырубки леса, линейных объектов (железной и автомобильной дорог, ЛЭП и др.). «Но строят они никакой не линейный объект, а порт, — возмущается адвокат Евгений Баклагин, представляющий интересы жителей припортовых районов. — Я вижу в этом нарушение».

«Приморский УПК» вырубил 265 га леса под площадку для строительства порта — еще до утверждения проекта»

Из-за вырубки леса дачники поселка Балтийское потеряли защитную зеленую зону — она отделяла их от действующего соседнего порта, в котором грузятся танкеры компании «Транснефть — Порт Приморск». Жители говорят, что от порта «воняло и раньше, но стало еще сильнее». Возник скандал, в ходе которого глава комитета по природным ресурсам Ленобласти Павел Немчинов пообещал, что «Приморский УПК» восстановит лес в полном объеме. Однако позже компания заявила, что собирается восстановить лес лишь частично — только на территории, свободной от инфраструктуры порта.

Жители Приморска и близлежащих поселков регулярно проводят акции протеста, направляют обращения властям всех уровней. В частности, инициативная группа Приморска, представляющая интересы противников угольного порта, разместила в Change.org обращение к президенту, под которым подписалось уже около 16 тыс. граждан. В обращении говорится: «Фактически Ермиловское побережье превратится в промзону, экологии побережья и акватории Финского залива будет нанесен непоправимый ущерб, территория произрастания нескольких краснокнижных растений будет уничтожена, местные жители потеряют ближайшие рекреационные зоны, а главное — нашему здоровью будет нанесен серьезный вред. Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями, которые вызывает близкое соседство с угольным портом!».

«Жители говорят, что от порта «воняло и раньше, но стало еще сильнее»

Водь и ижора

Что касается порта в поселке Вистино (Кингисеппский район), то жителей не устраивают, в основном, два аспекта масштабного проекта компании «Ультрамар». Во-первых, это перевалка минеральных удобрений, весьма вредных для окружающей среды и здоровья людей. Во-вторых, внушают опасение гигантские размеры территории, используемой для промышленно-логистического парка. Наиболее активно протестуют члены Ижорской общины «Шойкула», поскольку, по их мнению, промышленное освоение поселка Вистино и его окрестностей на Сойкинском полуострове грозит уничтожением единственного в мире места компактного проживания малочисленного народа ижор.

«Мы не хотим дышать угольной пылью, не хотим, чтобы наши дети болели легочными, онкологическими и другими заболеваниями»

В своих обращениях в разные инстанции, в том числе, к Владимиру Путину, представители общины «Шойкула» пишут: «Местное население напрямую ощущает негативные последствия постоянного строительства и работы промышленных объектов на территориях МО «Усть-Лужское» и «Вистинское» сельских поселений: уничтожен ландшафт, нарушены источники питьевой воды, уничтожена большая часть лесного фонда и болотных угодий, закрыт выход к морю, регулярными стали выбросы в атмосферу газа, серы, нефтепродуктов, угольной пыли, разрушению подверглись исторически значимые для местного населения природные объекты… Сосредоточенность промышленных объектов уже привела к невозможности проживания здесь граждан и вскоре может стать причиной насильственной миграции коренных народов с традиционных территорий, что приведет к разрыву родоплеменных и соседских связей, ускоренной ассимиляции и исчезновению народов. … Между тем, на этой территории испокон веков проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации — водь и ижора».

После многомесячного противостояния портовым проектам общественные активисты осознали, что остановить процесс промышленного освоения территорий не удастся. Тогда они стали требовать от бизнеса компромисса — хотя бы частичного учета своих интересов, на что имеют законное право по российскому законодательству, в том числе, закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Однако камнем преткновения стал механизм выработки компромиссного решения.

«Сосредоточенность промышленных объектов может стать причиной насильственной миграции коренных народов с традиционных территорий»

Принуждение к переговорам

В такой ситуации активисты решили воспользоваться опытом Финляндии, где недавно был урегулирован похожий конфликт, связанный с переносом грузового порта Хельсинки из центра города на окраину (в центре оказалось выгоднее развивать пассажирский порт и строить жилье). Межрегиональное экологическое движение «Общественный Совет южного берега Финского залива» при поддержке председателя постоянной комиссии по экологии и природопользования ЗакС Ленинградской области и ГУП «Минерал» (официальный представитель правительства Санкт-Петербурга в программах международного сотрудничества по охране окружающей среды) организовало с этой целью консультационную поездку в Финляндию. Выяснилось, что выработать компромиссное решение в подобной ситуации можно, хотя и сложно — в Финляндии это заняло около 10 лет.

Основные проблемы были связаны с выбором места для размещения нового порта в лесной части городского района Вуосаари. Граждане, владеющие лесными участками по соседству с выбранным местом, выступали против строительства нового порта, поскольку он портил виды, создавал угрозу экологии на их участках, снижал их рыночную стоимость. Экологи возражали против запланированного размещения порта на значительной части территории природного заповедника Mustavuori-Östersundomin с богатыми рощами и местами гнездования и отдыха водоплавающих птиц. Поскольку другого места для порта не было, сторонам пришлось договариваться.

Хотя общественный протест возглавила весьма влиятельная Финская ассоциация охраны природы, в первые годы (конфликт начался в 1996 году) противостояние было очень жестким. Несмотря на возражения министра окружающей среды Сату Хасси, остальные министры проголосовали за резолюцию правительства Финляндии, согласно которой проект строительства порта не оказывал вредного влияния на жизнь заповедника. Эта резолюция освободила инициатора проекта, муниципалитет Хельсинки, от необходимости получать специальное разрешение. Бизнес в лице стивидорных компаний в конфликте не участвовал — ему было все равно, где разместится порт, являющийся собственностью города Хельсинки.

Принудить к переговорам муниципалитет Хельсинки заставили суды, в которые обратились владельцы лесных участков, Евросоюз, Министерство окружающей среды Финляндии, а также общественноссть совместными усилиями. Важную роль сыграли неправительственные экологические организации (эко-НКО), в том числе Финская ассоциация охраны природы и BirdLife Finland. Они развернули активную компанию в СМИ, проводили семинары и конференции, делали многочисленные заявления на общественных слушаниях, составляли жалобы в суды. Их борьбе помогло то обстоятельство, что в 2000 году в Финляндии была сформирована сеть природоохранных зон Европейского союза Natura 2000, в состав которой был включен и заповедник Mustavuoren-Östersundomin. Этот статус предъявлял высокие требования к сохранности заповедника, чем воспользовались эко-НКО.

«Принудить к переговорам Хельсинки заставили суды, в которые обратились владельцы лесных участков и вмешательство Евросоюза»

Европейское экологическое бюро в Брюсселе поддержало жалобу финских НКО. На этом основании экологи подали иск в Верховный административный суд Финляндии, который постановил, что решение правительства не имеет юридической силы. Министерство окружающей среды потребовало от организаторов проекта предоставить специальное разрешение в соответствии с программой Natura2000. И тогда муниципалитет Хельсинки объявил о готовности пойти на компромисс.

В результате планы по использованию для порта территории заповедника были сокращены в несколько раз, а примерно треть затрат из миллиардного проекта порта Вуосаари пошла на защиту прилегающей к гавани природной территории. В частности, через болото заповедника была построена железнодорожная эстакада, переходящая в километровый железнодорожный туннель, а сам порт отгородили от заповедника 8-метровой шумозащитной стеной. Владельцам лесных участков стали выплачивать компенсации — от 1 тыс. до 10 тыс. евро.

Принципы компромисса

Отталкиваясь от финского опыта российские общественные активисты сформулировали принципы согласования интересов сторон вокруг аналогичных конфликтов на территориях побережий Финского залива. Главное, по их мнению — действовать в соответствие с ратифицированными Россией международными соглашениями и присоединиться к некоторым, до сих пор не подписанным.

На основе Плана действий по Балтийскому морю (ПДБМ), принятому в 2007 году в рамках ратифицированной Россией Хельсинской конвенции, который рекомендует странам «активно способствовать участию общественности в процессе принятия решений», активисты предлагают властям разработать общие принципы широкомасштабного пространственного планирования морских и прибрежных районов для обеспечения охраны и устойчивого использования Балтийского моря. Во-первых, он требуют провести районирование южного берега Финского залива, определив районы строгой охраны природы и традиционного уклада жизни малочисленных народов, рекреационных зон и зон возможного промышленного развития. Во-вторых, по их мнению, необходимо создать межрегиональную экологическую лабораторию Санкт-Петербурга и Ленинградской области для проведения комплексного экологического мониторинга наземных и морских экосистем.

«Активисты предлагают властям определить районы строгой охраны природы и традиционного уклада жизни малочисленных народов и зон возможного промышленного развития»

Кроме того, активисты предлагают целый комплекс мер по профилактике подобных конфликтных ситуаций. В частности, они уверены, что еще на стадии разработки и обсуждения промышленных и портовых проектов необходимо принимать Соглашение о социальной ответственности, разрабатываемое с участием инвесторов, администраций муниципального образования, представителей общественных организаций и представителей населения данной территории.

Кроме того, общественники считают необходимым для России подписать и ратифицировать Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», а также ратифицировать Эспо Конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте».

Подробное обсуждение всех этих аспектов планируется на Международном стратегическом форуме, который пройдет в конце октября в Санкт-Петербурге под эгидой Министерства иностранных дел РФ. В центре внимание будет морское пространственное планирование.

В соответствии с законом

Отметим, что в пресс-службе самого «Приморского УПК» ранее сообщили РБК Петербург, что в Выборге и Приморске организованы общественные приемные, где в открытом доступе документация по проекту. «В документации подробно описана закрытая технология разгрузки, хранения и транспортировки сыпучих грузов, доказано отсутствие какого-либо пыления и шумового воздействия», — говорится в ответе компании на соответствующий запрос.

В пресс-службе также уточнили, что земельные участки из земель лесного фонда предоставлены компании в аренду для заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством РФ: «В период с марта по июнь 2019 года ООО «Приморский УПК», в строгом соответствии с действующим законодательством, разработаны проекты освоения лесов, которые прошли государственную экспертизу и утверждены комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, разработаны и зарегистрированы Лесные декларации...Рубка лесных насаждений осуществлялась в соответствии с действующими технологическими картами».

РБК Петербург также запросил комментарий в пресс-службе ООО «Ультрамар».

Справка

В районе порта Приморск реализуется проект строительства первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса — «Приморский универсально-перегрузочный комплекс». Планируемый пока объем инвестиций — от 77 до 90 млрд руб. (впрочем Андрей Сизов, генеральный директор ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», говоря о перспективе, заявил на ПМЭФ, что инвестиции в порт он оценивает в 200 млрд руб. На площади в 710 гектаров (включая 27 га намыва) будут построены десять морских причалов для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна, а также складской логистический центр. Общая мощность — до 70 млн тонн в год, из которых 25 млн — уголь. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2022 год.

В поселке Вистино Кингисеппского района вблизи порта Усть-Луга ООО «Ультрамар» петербургского бизнесмена Андрея Бонч-Бруевича планирует к 2022 году построить крупнейший в регионе терминал по перевалке минеральных удобрений. Общая площадь комплекса (железнодорожная инфраструктура, складские территории, магистральные продуктопроводы и морской порт) составит 200 га.

Заявленные на первом этапе инвестиции в проект составят 30 млрд руб. Первые мощности по перевалке минеральных удобрений начнут работать в середине следующего года. Заявленный объем перевалки — 12 млн т в год с последующим увеличением до 20 млн т.

Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы