«Если будет взрыв»: чего боятся создатели популярных онлайн сервисов
Главная проблема, с которой столкнулась в этом году сфера цифровых услуг — способность удовлетворить изменившиеся запросы потребителей. Спрос возрос кратно, а платежеспособность упала — работать участникам цифровой экономики надо много, быстро и с низкой доходностью. Об этом говорили участники пленарной дискуссии «Корономика: цифровая эволюция B2C отраслей. Новый ретейл, медицина, образование, развлечения», прошедшей в рамках VIII Digital Forum РБК Петербург.
Взрыва не ожидали
«Весной у нас был взрыв — нас просто снесло новым спросом, — призналась Ирина Аванесова, директор по стратегическим проектам «Перекресток. Впрок», рассказывая о массовом переходе в онлайн в период коронавирусного карантина. — Спрос у нас в какой-то момент вырос в 30 раз и намного превышал то предложение, которое мы могли дать».
«Никто не ожидал, что телемедициной люди начнут пользоваться так активно, — вторил коллегам Денис Швецов, генеральный директор медицинского сервиса «Доктор рядом». — Поэтому наша экономика продаж несколько страдает, обращаемость стала существенно выше той, которую мы закладывали». По его данным, количество онлайн-консультаций выросло в 10 раз — с 300-350 в сутки до 3,5 тысяч.
«Бардак вселенского масштаба»
Хотя пандемия, на первый взгляд, оказалась подарком судьбы для многих сфер услуг, им было трудно воспользоваться, и это удалось не всем. «Весеннюю ситуацию нельзя однозначно назвать плюсовой, — сказала Ирина Аванесова. — Когда спрос невозможно переварить, приходится срочно искать ресурсы и даже отсекать часть клиентов. Это ситуация достаточно тяжелая, так что нельзя однозначно сказать, что пандемия всем помогла».
Денис Швецов, в свою очередь, отметил, что хотя для телемедицины сейчас настала «золотая пора», в этом бизнесе также значительно выросли риски, потому что такой бизнес сильно зависит от ситуации у партнеров — банков, страховых компаний.
О «золотой эпохе не для всех» сказал и Яков Сомов, сооснователь и генеральный директор просветительского проекта «Лекториум». Воспользоваться моментом сумели лишь для те, кто занимался «короткими» образовательными программами в онлайне: курсами английского языка, курсами повышения квалификации для IT-специалистов и т.д. «А у тех, кто занимается более сложными вещами — у них все развалилось, — рассказал он. — То, что мы сейчас наблюдаем — это просто вселенского масштаба бардак». Аналогичную ситуацию в Латвии отмечает Марис Сперга, директор по развитию бизнеса ЦОД Tet: «Цифровое обучение испытало полный обвал».
Перспективы нервируют
Говоря о перспективах развития в ближайшие месяцы, участники дискуссии называли главным своим риском способность справиться с предстоящей нагрузкой, которая может кратно вырасти, если вторая волна локдауна из-за пандемии будет по силе сравнима с первой (а значит, ограничения на передвижения населения опять загонят людей в онлайн). «Люди попробовали новый сервис, и многие с ним останутся. Так что все будет зависеть от того, по какому сценарию будет развиваться рост спроса, — сказала Ирина Аванесова. — Если пойдет весенний сценарий, то вполне возможно, что большинство сервисов опять окажется не в состоянии обслужить спрос». Основная, «жизненно важная», задача сейчас, как она считает, «правильно заложить ресурсы, чтобы справиться с ростом».
Больше всего бизнес беспокоит неопределенность развития нынешней ситуации. «Мы находимся в достаточно нервном состоянии, — признался Александр Лапшин, директор по стратегическим партнерствам и дистрибуции мультимедийного сервиса Okko. — Потому что не знаем, как будет дальше продвигаться история с оффлайном — будет ли закрытие магазинов, отделений Сбера, благодаря которому мы имеем достаточно уникальные возможности по дистрибуции. Для нас это основные риски. Хотелось бы, чтобы второго локдауна не было, потому что оффлайн — достаточно значимый для нас кусок бизнеса».
Сколько будем держаться?
Неопределенность дестабилизирует и сферу образования. «Если бы ключевые игроки в нашей области осознали, что в ближайшие, скажем, два года точно нужно будет заниматься дистанционным образованием, то тогда они бы серьезно к этому подошли. А поскольку мы сейчас живем с ощущением, что нужно только продержаться еще месяц-два, то никто пока не только не пытается вкладывать в это серьезные ресурсы, а, наоборот, ресурсы подрезают», — отметил Яков Сомов. Это может привести, по его мнению, к самым негативным последствиям. «Если вузы и школы не осознают, что все очень серьезно, и не перестроят свои бизнес-процессы, то в районе Нового года может произойти некий коллапс», — предупредил эксперт.
Особую угрозу некоторые представители частного бизнеса видят в возможной монополизации рынков. «Сейчас очень важно, чтобы наша сфера не была монополизирована госкорпорациями. Такой соблазн у них иногда возникает, когда появляются быстро растущие направления, — сказал Денис Швецов. — В нашей отрасли еще не готова нормативная база. Ее необходимо сформировать. От того, насколько рыночно или нерыночно она будет сформирована, будет зависеть привлекательность нашего бизнеса для инвесторов».
Поле экспериментов
Что касается долгосрочных перспектив, то в целом представители компаний, способных развивать онлайн услуги, настроены позитивно. «То, что происходит сейчас с пандемией точно катализирует развитие цифровых медицинских технологий — и не краткосрочно, а в долгосрочной перспективе», — с удовлетворением отметил Денис Швецов.
«То, что сейчас происходит — это поле экспериментов. Я надеюсь, что какие-то очень важные выводы мы все к новому году сделаем», — полагает Яков Сомов. «С моей точки зрения, абсолютно неважно, будет еще один локдаун или нет. Мы понимаем, что многие изменения, которые произошли с отраслями весной, станут для них новой реальностью. Это вызов для компаний, и они должны быть готовы к гибкой системе управления», — уверен Павел Коротин, директор филиала МТС в Санкт-Петербурге и Ленобласти.