Санкт-Петербург и область, 21 ноя 2018, 13:10

Эксперты удивлены планами Смольного по строительству нового завода

Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Сегодня в Смольном вице-губернаторы Игорь Албин и Сергей Мовчан обсудили возможность создания в городе завода по выпуску подвижного состава метрополитена и трамваев. Параметры проекта совпадают с планами швейцарской компании Stadler. Предполагаемая мощность нового производства может составить до 100 трамвайных вагонов в год, а в дальнейшем — до 100 вагонов метро в год. Также завод сможет выпускать железнодорожные вагоны, в том числе на экспорт, сообщает пресс-служба администрации Петербурга.

Возродить разработки

Под завод такой мощности требуется помещение площадью 22,5 тыс. кв. м. Кроме того, в рамках проекта на базе профильных высших и средних учебных заведений в городе могут появиться научный и кадровый центры. Как ожидают в Смольном, это позволит возродить научные разработки, которые были утрачены после закрытия ранее существовавших в Петербурге двух вагонных заводов. Также одно из требований к проекту — высокий уровень локализации производства — до 70-80%. Необходимый объем инвестиций в завод — 1-2,1 млрд руб.

В пресс-службе Игоря Албина сообщили, что интерес к проекту проявляет компания Stadler. Как следует из презентации компании, параметры ее проекта полностью совпадают с обсуждаемыми сегодня параметрами завода. «Но это не единственная компания, которая проявляет интерес», — подчеркнули в пресс-службе. Stadler уже известен городу в качестве изготовителя трамваев «Чижик», которые курсируют от Хасанской улицы до метро «Ладожская». Кроме того, швейцарская компания поставляет трамваи для рельсовой сети в Красногвардейском районе, которую строит «Транспортная концессионная компания». Все эти трамваи производят на заводе в Минске, это ближайшее производство к России.

О поисках швейцарским производителем трамваев Stadler площадки под завод в Петербурге стало известно еще летом. Как следует из презентации производителя, реализовать проект он хочет по офсетному соглашению (госконтракт, при котором поставщик обязуется создать или модернизировать производство на территории региона, а региональные власти — закупать его продукцию — ред.) с городом. Stadler готов вложить 100% инвестиций, из них 55% — на оборудование, еще 37% — на строительство. В компании сообщили, что пока не готовы комментировать проект.

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин рассказал РБК Петербург, что с потенциальным инвестром планируется заключить офсетное соглашение, в рамках которого компания обязуется вложить в строительство завода не менее 1 млрд руб. При этом Смольный гарантирует закупку определенного количества вагонов в течение нескольких лет.

По словам чиновника, завод будет построен с нуля либо на базе действующего производства. Возможности производить вагоны после модернизации в Петербурге есть у «Октябрьского вагоноремонтного завода», «Кировского завода», добавил Мейксин.

По данным комитета по транспорту, потребность Петербурга в продукции такого завода на 2021-2025 гг. составляет 452 трамвайных вагонов разной вместимости и комплектации ориентировочной совокупной стоимостью 40 млрд руб. Потребность в замене подвижного состава вагонов метрополитена, а также новых закупок вагонов для открытия новых станций метро составляет до 800 вагонов на 2022-2030 гг. Сроки строительства и параметры производства окончательно не определены, но уже известно, что выпуск первой продукции намечен на 2021 год.

Строить не вагоны, а пути

«Зачем в городе, где уже есть действующее устойчивое предприятие по производству вагонов — «Невский завод электрического транспорта» (ООО «ПК Транспортные системы» — ред.), строить новый завод?», — удивляется Владимир Валдин, эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт». Он напоминает, что летом «Невский завод электрического транспорта» показал новую линейку трамваев «Львенок».

По его словам, если потребность в вагонах есть, то не следовало разрушать знаменитый Петербургский транспортно-механический завод, который в 2013 году был признан банкротом. «Куда новый завод будет поставлять продукцию, если основная проблема Петербурга не в транспортном составе, а в безобразной ситуации с состоянием путей, особенно на севере города?», — задается вопросом Владимир Валдин. По его мнению, сначала необходимо отремонтировать трамвайные пути и организовать движение общественного транспорта и только потом думать о новых вагонах: «В Петербурге избыток вагонов. Да, они старые, но их капитальный ремонт намного дешевле, чем строительство нового завода».

Годовая мощность «Невский завод электрического транспорта» — до 300 трамваев, то есть закрыть потребности Петербурга за заявленный срок компания может в спокойном режиме, сообщили РБК Петербург в пресс-службе «ПК транспортные системы». В компании считают, что если в Петербурге будут работать два завода по производству вагонов трамвая, проблемы со сбытом, с поиском персонала будут у обоих.

Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем