Санкт-Петербург и область, 21 ноя 2020, 12:40

Спрос на коворкинги в Петербурге оказался в разы выше, чем в Москве

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

В ноябре 2020 года в гибких офисных пространствах и коворкингах Санкт-Петербурга оказалось вакантно 15% рабочих мест. В сетевых и более узнаваемых проектах этот процент упал до 6%, сообщили РБК Петербург в JLL. Для сравнения, в Москве пустует 25% в действующих проектах под управлением сетевых операторов (то есть, в них более чем в 4 раза больше свободных мест, чем в Петербурге). Небольшие несетевые коворкинги в столице имеют еще больший показатель вакантности.

Рынок не насыщен

«Более высокий спрос на коворкинги и гибкие офисные решения в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой связан с небольшим количеством таких объектов. Мы считаем, что это рынок по-прежнему не насыщен», — объясняет управляющий директор IWG в России Ирина Баева.

По ее данным, это происходит потому, что операторам выгоднее вкладываться в развитие сети сервисных офисных пространств в Москве, так как в Санкт-Петербурге стоимость одного рабочего места в коворкинге или сервисном офисе на 15-20% ниже, чем в столице.

Разные площади

Рынок гибких офисных пространств, как в Москве, так и в Петербурге в течение последних трех лет активно растет. По данным JLL, в ноябре 2020 года в Москве действует 188 гибких офисных пространств на 31 660 рабочих мест (включая 27 050 под управлением сетевых операторов), что по площади составляет 1,2% от общего объема рынка качественной офисной недвижимости в городе. В Петербурге представлено 37 пространств на 3 740 рабочих мест (включая 2 100 сетевых), они занимают менее 1% от всей площади бизнес-центров.

Для сравнения, эта доля значительно выше во многих европейских городах: в Варшаве — 3,6%, в Амстердаме — 6,3%, в Лондоне 7,1% от общего предложения офисов.

Восстановление спроса

В JLL отмечают, что с апреля по сентябрь 2020 года действующие гибкие офисные пространства испытали существенный отток арендаторов. Вакантность рабочих мест в зонах open space увеличилась по некоторым проектам до 100%, в то время как небольшие изолированные офисы на 2-4 человека пользовались спросом. Основная причина — боязнь заразиться и избегание тесных контактов с другими людьми.

«С сентября наблюдается снижение вакантности в проектах под управлением сетевых операторов. С одной стороны, растет активность со стороны корпоративных клиентов для размещения проектных команд. С другой стороны, часть компаний отказались или существенно сократили арендованные офисы и стали клиентами гибридных офисных пространств», — комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.

По ее словам, наблюдается рост спроса со стороны индивидуальных клиентов, которые арендуют рабочее место на один день или несколько часов. Это те люди, которые работают на удаленке, а домашняя обстановка не позволяет делать это эффективно. Также наличие коворкинга рядом с домом позволяет избежать контакта с людьми в метро по пути на работу и сократить в целом время на дорогу.

В IWG отмечают, что клиенты чаще выбирают работу в сервисных офисах, которые предполагают размещение от одного до четырех рабочих мест. «Такая тенденция была и ранее, но она усилилась в связи с коронавирусными ограничениями. Так, если раньше основным мотивом выбора офиса с небольшим количеством рабочих мест была возможность работать в тишине, не отвлекаясь на других резидентов, то сейчас, конечно же, клиенты руководствуются вопросами безопасности», — подчеркивает Ирина Баева.

Бизнес адаптируется

Вторая волна «ковида» не нанесет такого серьезного урона сегменту коворкингов, как первая, прогнозирует вице-президент Becar Asset Mangement Ольга Шарыгина. «Страха и у компаний, и у отдельных резидентов стало меньше, многие уже адаптировались к ведению дел в подобной ситуации и смирились с ней. Вероятно, сегмент дополучит резидентов из бывших «офисных» сотрудников, компании которых продолжат сокращать свои издержки на аренде офисов», — полагает она.

Ирина Баева согласна с тем, что бизнес постепенно приспосабливается к новой реальности и меняет свою модель работы. «С окончанием пандемии удаленные форматы работы, которые сейчас введены большинстве компаний, останутся, так как это позволяет значительно сократить расходы на инфраструктуру. У нас сейчас очень распространена ситуация, когда клиенты сокращают количество арендуемых площадей в классических офисах, а сотрудников, которые трудятся удаленно, переводят на гибкие форматы работы», — отмечает управляющий директор IWG в России.

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья