Такого не было до пандемии: Петербург побил навигационный рекорд
Петербург завершил сезон речной навигации с рекордными результатами. В 2022 году по рекам и каналам Петербурга перевезли 3,4 млн человек — это на 600 тыс. больше, чем в «допандемийном» 2019 году, сообщили участники круглого стола РБК Петербург «Водный туризм в Петербурге: итоги сезона». По мнению экспертов, хотя на внутренних водоемах Санкт-Петербурга летом уже становится тесно, число «водных туристов» можно будет увеличить еще минимум на 10%.
Новые рекорды
Как сообщил начальник службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Алексей Сидоров, опираясь на данные Ассоциации владельцев пассажирских судов, в 2022 году экскурсионно-прогулочный флот Петербурга перевез 3,4 млн человек против 2,2 млн человек в прошлом году. Показатель текущего года превысил и допандемийный уровень: в 2019 году объем перевозок составил 2,8 млн человек.
Кроме того, повысилось количество речных круизных пассажиров, прибывающих в Петербург. По словам Алексея Сидорова, в этом году на Речной вокзал, в Уткину заводь и на Соляной причал прибыло почти 80 тыс. пассажиров из разных регионов России против 60 тыс. человек в прошлом году.
Генеральный директор ООО «Нева Тревел» Юрий Набатов полагает, что реальные цифры могут быть выше официальной статистики: «Насколько мы знаем, компания «Астра Марин» перевезла более 800 тыс. пассажиров, мы перевезли 1,15 млн. То есть, только две компании перевезли 2 млн человек». В целом, по оценке Набатова, пассажиропоток на 20-30% превысил показатели «эталонных» 2018-2019 гг.
Ключевых факторов роста, по мнению Юрия Набатова, было два: хорошая погода летом и полученный во время пандемии коронавируса опыт, когда судоходные компании учились эффективно загружать флот в сложных условиях. Были и сдерживающие рост водного туризма факторы: например, из-за снижения грузооборота на Неве реже разводили мосты, и только к сентябрю пассажирские судоходные компании добились регулярных «туристических» разводок.
За пределы центра
По оценке председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергея Корнеева, потенциал дальнейшего развития водного туризма внутри Петербурга составляет порядка 10%. «Рост будет зависеть от привлечения новых категорий туристов: если мы сможем принимать семейных туристов, молодых путешественников», — отметил он.
Поскольку новых рек и каналов в Петербурге не появится, дальнейшее развитие должно идти за счет новых продуктов, полагают эксперты. Так, заместитель генерального директора ГК «Астра Марин» Мария Команюк отметила популярность маршрутов hop-on — hop-off, которые становятся альтернативой общественному транспорту. «К нам поступили запросы по разработке единого билета для этих маршрутов», — рассказала она.
Еще один вариант развития — выход за пределы исторического центра. Стали развиваться направления как вверх по Неве — к экспозициям Музея блокады Ленинграда и крепости Орешек, так и вниз — к Финскому заливу, «Лахта центру», в сторону Петергофа, Стрельны, Кронштадта и т. д. При этом, как уточнил Юрий Набатов, для выхода в залив нужен специальный флот.