Петербург хотят сделать международным медицинским центром
Врио губернатора Петербурга Беглов подписал распоряжение, в соответствие с которым созданное Смольным АО «Петербургское агентство медицинского туризма» в 2019 году получит из городского бюджета 23 млн руб. Перед организацией поставлена амбициозная задача — заняться продвижением Северной столицы как международного центра медицинского туризма.
У города действительно есть потенциал для того, чтобы стать значимым игроком мировой индустрии медицинских услуг, соглашаются участники рынка. Однако ресурсы, выделяемые под эту задачу, пока не соответствуют ее масштабу, подчеркивают собеседники РБК Петербург.
Большой рынок
Согласно данным экспертов Euromonitor International, мировой рынок медицинского туризма показывает ежегодный рост. Доходы от него в 2017 году составили 15 млрд долларов, а от оздоровительного туризма (смежное направление) — 40 млрд долларов. По прогнозам того же Euromonitor International, к 2022 году эти цифры увеличатся еще на треть.
В Петербурге пациенты из других стран и регионов ежегодно оставляют порядка 5 млрд руб., говорит аналитик «ФИНАМ» Алексей Коренев. По оценкам городского правительства, в город ежегодно приезжают лечиться порядка 130 тыс. человек. Как полагают в Смольном, господдержка позволит увеличить эту цифру до 325 тыс. человек уже к 2023 году.
Подробную схему работы агентства с медучреждениями в городском правительстве пока не раскрывают. Однако ранее представители Смольного говорили, что каждая медицинская организация, заключившая соглашение о сотрудничестве с агентством, будет отчислять в бюджет определенный процент дохода, полученного от привлеченных с помощью агентства пациентов.
Как сообщают в городском комитете по туризму, одной из задач агентства станет продвижение Петербурга не только на российском, но и на международном рынке медицинского туризма. Как считают эксперты медицинской отрасли, для этого необходимо, чтобы город был представлен на международных выставках, конгрессах и форумах.
Медицинский туризм, напомним, включен в Стратегию развития Петербурга до 2023 года. Как следует из этого документа, в период с 2018 до 2023 гг. на культурно-познавательный, событийный, деловой и медицинский туризм суммарно планируется потратить 2,9 млрд руб. из городского бюджета.
Кардиология и онкология
По словам игроков отрасли, Петербург пользуется устойчивым спросом как медицинский центр. В частности, востребованы такие услуги, как лечение сердечно-сосудистых и ортопедических заболеваний. «Например, в Петербург приезжают желающие попасть в НМИЦ им. В. А. Алмазова, НИИ травматологии им. Р. Р. Вредена. Популярны также медуслуги в сфере гинекологии, пластической хирургии. Пациенты также приезжают и за диагностическими услугами, например, когда в родом городе специалисты затрудняются поставить им точный диагноз». В нашу клинику пациенты приезжают также для проведения обследований, в том числе, с профилактической целью», — говорит управляющий партнер ГК «Евромед» Александр Абдин.
С ним согласен глава Ассоциации частных клиник Александр Солонин. «Важно, что агентство медицинского туризма планирует продвигать услуги не только государственных, но и частных учреждений. В Петербурге также спросом пользуется лечение онкологических заболеваний (например, в Международном институте Березина Сергея, МИБС), пластическая хирургия (клиники «СМТ» и другие компании), стоматологические услуги, а также услуги по ЭКО (например, «Скандинавия»)», — говорит Солонин. Толчок для развития медицинского туризма в ближайшие годы может дать открытие в Петербурге протонного центра МИБС, полагает эксперт.
По отзывам участников рынка, пока в Петербург чаще всего приезжают пациенты из других регионов России и стран СНГ. Например, тот же МИБС принимает жителей из Киргизии, Казахстана, Белоруссии, стран Балтии, Армении.
Однако доля пациентов из других стран пока относительно невелика. «В наши клиники приезжают пациенты в детский реабилитационный центр, а также к ряду профильных специалистов. Это посетители из Финляндии, Эстонии, Великобритании и Евросоюза, в основном русскоговорящие», — отмечают представители «Медицинского центра ХХI век».
С большим замахом
Как считают эксперты медицинской отрасли, для привлечения в Петербург более широкой аудитории нужны активные меры продвижения города на рынках не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Собеседники РБК Петербург сходятся в том, что ресурсы, которые Смольный выделяет на решение поставленной задачи, не соответствуют масштабу конкуренции на мировом рынке медицинских услуг.
«23 млн руб. на год — это совсем небольшая сумма», — говорит президент ГК «Медика» Нина Ботерашвили. Примеры других стран говорят о том, что участие государства в продвижении города или страны на международном рынке медтуризма должно быть более активным, соглашается председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС) Аркадий Столпнер.
«Можно посмотреть на пример Турции, которая за последние несколько лет создала себе в Европе имидж страны с сильной медициной, где медицинский туризм развивается. Это направление поддерживается на уровне государства. В том числе, одной из мер поддержки стала реклама Турции как страны с высоко развитой медициной в европейских странах», — добавляет Столпнер.
Некоторые эксперты указывают на еще одно обстоятельство, снижающее конкурентоспособность Петербурга на международном рынке медицинских услуг. Среднее качество петербургской медицины далеко от того, чтобы ее можно было продавать на открытом рынке, говорил ранее РБК Петербург к.м.н. Сергей Ануфриев, председатель Петербургского медицинского форума. Более того, как считает эксперт, качественное отставание медицинской сферы приводит к тому, что часть российских граждан становятся клиентами зарубежных клиник. «Технологическое, профессиональное и сервисное отставание отечественных ЛПУ так значительно, что ближайшие 5-10 лет поток российских пациентов за рубеж не иссякнет», - сказал РБК Петербург Сергей Ануфриев.