Санкт-Петербург и область, 21 дек 2020, 13:39

Петербургские ТЦ заметили перемены в поведении покупателей

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

По итогам трех недель декабря посещаемость торговых центров в Петербурге оказалась значительно ниже, чем в Москве и других российских городах. Надежды на предновогодний шоппинг не оправдались, рост трафика за последнюю неделю составил менее процента. Кроме того, владельцы петербургских ТЦ сообщили о резком изменении поведения потребителей.

Посещаемость упала на треть

По данным компании Watcom, динамика значения Shopping Index (показатель посещаемости торговых центров и магазинов) в Петербурге за 49-51 недели 2020 года (с 30 ноября по 20 декабря) к аналогичному периоду 2019 года снизилась на 32,2%. Несмотря на приближение Нового года, закупаться подарками в ТЦ петербуржцы не спешат. За последнюю неделю посещаемость моллов выросла всего на 0,3% по сравнению с ноябрем.

В Москве ситуация значительно лучше, там за три недели декабря трафик упал на 25,8% к аналогичному периоду 2019 года. В Екатеринбурге – на 25%. По другим городам миллионникам данных за три недели еще нет, но по сравнению с ноябрем снижение посещаемости торговых центров в Казани составило 31%, в Новосибирске – 31,9%, в Челябинске – 26%.

Перешли в другой режим

Кроме снижения трафика, эксперты Watcom отметили изменения формата посещения торговых центров. Вместо пиковых часов, которые обычно приходились на 18.00 – 21.00, когда люди возвращались домой с работы, трафик стал распределяться в течение дня. При этом плотность потока сохраняется достаточно низкая. Президент Watcom Роман Скороходов связывает это с введением «удаленного режима» работы.

Как ранее сообщал РБК Петербург, эксперты по рынку труда назвали перевод сотрудников на удаленную работу одним из главных трендов 2020 года. Как подсчитали в hh.ru, в начале года на вакансии с удаленным форматом работы приходилось около 2% от всех предложений, к концу года их доля удвоилась и составляет 4-5%. Кроме того, в этом году увеличилось количество вакансий со свободным графиком. В Петербурге число подобных рабочих предложений, по данным «Авито.Работа» выросло на 90%.

Шопинг на фоне ковида

РБК Петербург опросил владельцев торговых центров, расположенных в центре города, в спальных районах и на выезде из города. Все они подтвердили, что поведение потребителей изменилось.

«Если раньше пиковая посещаемость приходилась на вечерние часы будних дней и на выходные, то теперь трафик более равномерно распределен в течение дня. Мы видим прямую связь этих изменений с переходом многих сотрудников на «удаленный» режим работы. Также в связи с эпидемиологической обстановкой люди стараются посещать ТРК во время наименьшего трафика», — сообщили в пресс-службе УК «Адамант» (22 торговых центра в Петербурге).

В условиях существующей эпидемиологической ситуации такую тенденцию в «Адаманте» считают очень уместной и благоприятной. «Плотность трафика ниже, что позволяет избегать скопления людей и соответствовать требованиям Роспотребнадзора. Также существенно сократилось время пребывания посетителей в торгово-развлекательных центрах. Люди приходят целенаправленно за покупками, а не с целью приятно провести время, как это было в обычном режиме функционирования ТРК», — отметили в компании. Снижение посещаемости к аналогичному периоду прошлого года в торговых центрах «Адаманта» составляет от 35% до 40%. Скорого возвращения привычного уровня посещаемости и распределения плотности трафика в компании не ожидают.

Кратковременный тренд?

«Трафик действительно стал более равномерно распределяться в течение дня, но, тем не менее, традиционные пики посещаемости вечером в будни и днем в выходные остались, так как удаленная работа предполагает занятость в те же самые часы, а не в любое удобное время. Говорить о каком-то заметном увеличении дневного трафика в будние дни не приходится – этого тренда мы не наблюдаем», — сообщила директор департамента торговой недвижимости компании PPF Real Estate Russia – собственника ТК «Невский Центр» Екатерина Трушлякова.

По ее мнению, люди начнут массово возвращаться в офисы сразу после того, как совокупность принимаемых государством мер позволит резко снизить вероятность заразиться коронавирусом. Такого же подхода будут придерживаться и руководители компаний, которые годами управляли коллективами именно в очном оффлайн формате. «Мы исходим из того, что большинство людей, возможно не сразу, но вернется к привычному образу жизни, когда каждый городской житель регулярно посещает торговые центры для удовлетворения своих текущих потребностей», — считает Екатерина Трушлякова.

«Трафик в целом равномерно распределяется в течение дня, однако пик трафика в ТРК выпадает на обеденное время и конец рабочего дня — причем как в выходные, так и в будние дни», — отмечает Мария Дриц, коммерческий директор MALLTECH (владеет ТРК «Лето» в Петербурге). Она не считает это долговременным трендом — сложившееся у людей за несколько десятилетий потребительское поведение не сможет изменить даже пандемия.

Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех