Петербургские ТЦ заметили перемены в поведении покупателей
По итогам трех недель декабря посещаемость торговых центров в Петербурге оказалась значительно ниже, чем в Москве и других российских городах. Надежды на предновогодний шоппинг не оправдались, рост трафика за последнюю неделю составил менее процента. Кроме того, владельцы петербургских ТЦ сообщили о резком изменении поведения потребителей.
Посещаемость упала на треть
По данным компании Watcom, динамика значения Shopping Index (показатель посещаемости торговых центров и магазинов) в Петербурге за 49-51 недели 2020 года (с 30 ноября по 20 декабря) к аналогичному периоду 2019 года снизилась на 32,2%. Несмотря на приближение Нового года, закупаться подарками в ТЦ петербуржцы не спешат. За последнюю неделю посещаемость моллов выросла всего на 0,3% по сравнению с ноябрем.
В Москве ситуация значительно лучше, там за три недели декабря трафик упал на 25,8% к аналогичному периоду 2019 года. В Екатеринбурге – на 25%. По другим городам миллионникам данных за три недели еще нет, но по сравнению с ноябрем снижение посещаемости торговых центров в Казани составило 31%, в Новосибирске – 31,9%, в Челябинске – 26%.
Перешли в другой режим
Кроме снижения трафика, эксперты Watcom отметили изменения формата посещения торговых центров. Вместо пиковых часов, которые обычно приходились на 18.00 – 21.00, когда люди возвращались домой с работы, трафик стал распределяться в течение дня. При этом плотность потока сохраняется достаточно низкая. Президент Watcom Роман Скороходов связывает это с введением «удаленного режима» работы.
Как ранее сообщал РБК Петербург, эксперты по рынку труда назвали перевод сотрудников на удаленную работу одним из главных трендов 2020 года. Как подсчитали в hh.ru, в начале года на вакансии с удаленным форматом работы приходилось около 2% от всех предложений, к концу года их доля удвоилась и составляет 4-5%. Кроме того, в этом году увеличилось количество вакансий со свободным графиком. В Петербурге число подобных рабочих предложений, по данным «Авито.Работа» выросло на 90%.
Шопинг на фоне ковида
РБК Петербург опросил владельцев торговых центров, расположенных в центре города, в спальных районах и на выезде из города. Все они подтвердили, что поведение потребителей изменилось.
«Если раньше пиковая посещаемость приходилась на вечерние часы будних дней и на выходные, то теперь трафик более равномерно распределен в течение дня. Мы видим прямую связь этих изменений с переходом многих сотрудников на «удаленный» режим работы. Также в связи с эпидемиологической обстановкой люди стараются посещать ТРК во время наименьшего трафика», — сообщили в пресс-службе УК «Адамант» (22 торговых центра в Петербурге).
В условиях существующей эпидемиологической ситуации такую тенденцию в «Адаманте» считают очень уместной и благоприятной. «Плотность трафика ниже, что позволяет избегать скопления людей и соответствовать требованиям Роспотребнадзора. Также существенно сократилось время пребывания посетителей в торгово-развлекательных центрах. Люди приходят целенаправленно за покупками, а не с целью приятно провести время, как это было в обычном режиме функционирования ТРК», — отметили в компании. Снижение посещаемости к аналогичному периоду прошлого года в торговых центрах «Адаманта» составляет от 35% до 40%. Скорого возвращения привычного уровня посещаемости и распределения плотности трафика в компании не ожидают.
Кратковременный тренд?
«Трафик действительно стал более равномерно распределяться в течение дня, но, тем не менее, традиционные пики посещаемости вечером в будни и днем в выходные остались, так как удаленная работа предполагает занятость в те же самые часы, а не в любое удобное время. Говорить о каком-то заметном увеличении дневного трафика в будние дни не приходится – этого тренда мы не наблюдаем», — сообщила директор департамента торговой недвижимости компании PPF Real Estate Russia – собственника ТК «Невский Центр» Екатерина Трушлякова.
По ее мнению, люди начнут массово возвращаться в офисы сразу после того, как совокупность принимаемых государством мер позволит резко снизить вероятность заразиться коронавирусом. Такого же подхода будут придерживаться и руководители компаний, которые годами управляли коллективами именно в очном оффлайн формате. «Мы исходим из того, что большинство людей, возможно не сразу, но вернется к привычному образу жизни, когда каждый городской житель регулярно посещает торговые центры для удовлетворения своих текущих потребностей», — считает Екатерина Трушлякова.
«Трафик в целом равномерно распределяется в течение дня, однако пик трафика в ТРК выпадает на обеденное время и конец рабочего дня — причем как в выходные, так и в будние дни», — отмечает Мария Дриц, коммерческий директор MALLTECH (владеет ТРК «Лето» в Петербурге). Она не считает это долговременным трендом — сложившееся у людей за несколько десятилетий потребительское поведение не сможет изменить даже пандемия.