Под Петербургом открыли «сверхбыстрые» зарядные станции для электрокаров
Сеть АЗС «Газпромнефть» открыла три электрозаправочных станции (ЭЗС) в Ленобласти. Все они — «сверх-быстрые», мощностью 150 кВт, и способны полностью зарядить электромобиль за 20 — 30 минут, в зависимости от типа аккумуляторной батареи. Как утверждают в «Газпромнефти», компания стала первой из топливных ретейлеров, кто построил «сверх-быстрые» ЭЗС в Северо-Западном регионе. Обычные «быстрые» ЭЗС, мощностью 50 кВт, заряжают электромобиль за 30- 60 мин.
Проекты по созданию инфраструктуры для электрокаров реализуют и другие крупные компании, отмечают эксперты. Основная интрига, по их словам, теперь заключается в том, что в силу ряда обстоятельств сети ЭЗС в крупных городах развиваются более высокими темпами, чем растет парк электромобилей.
Почти массовое явление
Каждая из введенных в эксплуатацию «сверх-быстрых» ЭЗС способна одновременно заряжать два автомобиля всех типов по актуальным стандартам разъёмов CCS2, CHAdeMO и GB/T. Оборудование полностью российское, поставлено «Корпорацией ПСС», одним из ведущих российских производителей зарядного оборудования для электромобилей. ЭЗС включены в Реестр российского промышленного оборудования МинПромТорга РФ. Проект реализован совместно с Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ПАО «Россети ЛенЭнерго» в рамках федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Заправки расположены на АЗС в Приозерске, Ленинградское шоссе, 84, и в поселке Синявино на 46 км трассы М-18 Кола и Мурманского шоссе.
«Мы видим большой потенциал в развитии рынка электротранспорта, который будет расти за счет расширения модельного ряда, доступности электромобилей и развития зарядной инфраструктуры. Наша команда разрабатывает планы развития на рынке электроинфраструктуры и услуг для электротранспорта, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и на крупных трассах. В следующем году мы планируем тиражировать проект скоростных станций, будем пробовать различные форматы для создания «электрозарядных хабов» — как модули для зарядки на наших АЗС, так и отдельные электрозарядные станции в общественных пространствах», — отметил начальник Департамента развития бизнеса ПАО «Газпром нефть» Виталий Ползик.
Напомним, что неделю назад ПАО «Силовые машины» также ввело в эксплуатацию «быструю» ЭЗС, мощностью 50 кВт, в зоне крытой парковки гипермаркета «Лента» на Лиговском проспекте, 283А. «Силовые машины» выступили разработчиком, производителем и поставщиком оборудования ЭЗС и объявили о готовности к запуску серийного производства различных модификаций ЭЗС в количестве до 1000 экземпляров в год. Диапазон мощности станций в линейке продукта, в зависимости от модификации достигает 350 кВт. Такие ЭЗС подходят не только для легкового, но также общественного электротранспорта (электробусов) и спецтехники, которые требуют большей зарядной мощности, чем легковушки. Стоимость ЭЗС «Силовых машин» варьируется в зависимости от комплектации в диапазоне от 1,3 до 3,2 млн руб., пишет «Коммерсантъ.Санкт-Петербург».
Машиностроители заинтересовались ЭЗС
Активизацию рынка ЭЗС, наблюдающуюся в последнее время, эксперты объясняют двумя обстоятельствами. Первое — принятие правительством РФ «Концепции развития электротранспорта в России до 2030 г.», предусматривающей серьезны преференции для всех участников рынка — покупателям электромобилей (25-процентная скидка при лизинге), пользователям электромобилей (бесплатная парковка и освобождение от транспортного налога в 20 регионах, в том числе, Петербурге и Москве), производителям и владельцам мощных (от 150 кВт) ЭЗС (инвестиционный налоговый кредит, повышающие коэффициенты к норме амортизации, освобождение от налога на имущество).
Второе обстоятельство, которое стимулирует развитие сегмента ЭЗС, — сокращение заказов машиностроителям по их традиционной деятельности в связи с международными санкциями. Это заметно снизило загрузку их мощностей и побудило развивать новые направления. Оборудование для ЭЗС довольно простое, наладить его производство не сложно и можно обойтись без импортных комплектующих, утверждают производители. А правительственные льготы делают такое производство весьма выгодным. В результате производством оборудования для ЭЗС занялось около двух десятков машиностроительных компаний.
В Петербурге ЭЗС пока достаточно
С одной стороны, потребность в ЭЗС обусловлена быстрым ростом рынка электромобилей в России. Так, по данным «Автостата», с января по октябрь 2022 года было куплено на 34% больше электромобилей, чем за аналогичный период прошлого года. По мнению некоторых экспертов, рынок ЭЗС растет медленнее рынка электромобилей и это сдерживает развитие последнего. Так считает, например, генеральный конструктор «Силовых машин» Александр Ивановский.
С другой стороны, как отмечает председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ) Ия Гордеева, в крупных городах ЭЗС пока достаточно. Так, по данным Центра энергосбережения комитета по энергетике Петербурга, всего в городе действует около 130 ЭЗС, из которых, по информации Гордеевой, 89 быстрых общедоступных (остальные — медленные, ведомственные или не публично-доступные). Кроме того около 30 ЭЗС установлено в Ленобласти. Правда, по данным Комитета по энергетике Смольного, на 1 декабря 2020 года в Петербурге действуют 83 общедоступных ЭЗС.
При этом, по данным «Автостата», в начале этого года в городе было зарегистрировано всего 309 электромобилей, в Ленинградской области — 63, а за первое полугодие 2022 года в Петербурге куплено 105 электромобилей. Таким образом, даже если число электромобилей за 2022 год в Петербурге и Ленобласти удвоилось (точных данных пока нет), их общий парк вряд ли превышает сейчас 600 единиц, и на 1 общедоступную ЭЗС приходится менее 10 авто. Это укладывается в европейский норматив достаточности (от 6 до 10 электромобилей на 1 ЭЗС). «Электромобили в России — это транспорт для города и ближайших пригородов, и тут ЭЗС достаточно. Для поездок по стране их конечно не хватает, но это совсем другая история», — говорит Ия Гордеева.
Заряжайтесь дома
По ее мнению развитие рынка электромобилей больше всего сдерживает сейчас не дефицит публичных зарядных станций, а два других обстоятельства — дефицит самих электромобилей и крайне медленное развитие сегмента «домашних» ЭЗС.
«Импорт электромобилей практически схлопнулся, китайских не хватает, российское производство мизерное, так что спрос значительно превышает предложение», — говорит Ия Гордеева.
Второй фактор связан с внутридомовыми, стандартными (маломощными) зарядками — «домашними». Они удобны для автовладельцев, поскольку позволяют заряжать припаркованные у дома авто ночью (время зарядки — 6 — 8 часов). Стоят они сравнительно дешево (от 50 тыс. до 200 тыс. руб.), предложения производителей многочисленно. При нынешних технологиях производства аккумуляторов одной зарядки вполне хватает, в среднем, на 3-5 дней езды по городу, так что владелец электромобиля может вообще обходиться без городских ЭЗС — если в его доме есть такие компактные зарядки.
Строительные нормы сейчас предусматривают установку таких зарядок в новых МКД (на придомовых парковках, в подземных паркингах), но застройщики, как правило, эту норму не соблюдают, утверждает Ия Гордеева. «Эта проблема очень актуальна. Она тормозит развитие рынка электромобилей, потому что пользоваться городскими ЭЗС, на которые нужно специально ехать, неудобно и все хотят заряжаться дома», — отмечает эксперт.
В то же время желающих приобрести электромобиль в России, несмотря на его относительно высокую стоимость (от 3 млн руб.), становится все больше. Людей привлекают льготы при покупке и владении, а также низкая стоимость топлива — если двигатель внутреннего сгорания расходует топлива в среднем 5 руб/км, то электродвигатель, по информации Ии Гордеевой, — 0,3-0,5 руб./км (при домашней зарядке). Если учесть еще нулевой транспортный налог, бесплатные парковки, экономию на сервисе (в электромобиле на 30% комплектующих меньше, чем в авто с ДВС), то разница между стоимостью электромобиля и электромобиля с ДВС выравнивается примерно через 1,5- 2 года эксплуатации. Стоимость ЭЗС, мощностью свыше 150 кВт, составляет 1,5 — 3 млн руб. (без затрат на строительно-монтажные работы и на технологическое присоединение мощности).
Справка
Сейчас в России ездят около 20 тысяч электромобилей. ЭЗС — более 5 тысяч. По информации Комитета по энергетике Петербурга, из 83 городских ЭЗС 45 принадлежат ПАО «Россети Ленэнерго» (36 — быстрого типа, 9 — стандартные); 38 зарядных станций установлены и используются на территориях дилерских центров производителей электромобилей, на площадках бизнес-центров, торгово-развлекательных комплексов и объектов гостиничного хозяйства (5 — быстрых, 33 — стандартных).По информации Минэкономразвития, до 2024 года в федеральном бюджете предусмотрено более 8,1 млрд рублей для софинансирования установки около 3 тысяч «быстрых зарядных станций» (2935 шт) в 20 пилотных регионах. Сбалансированный сценарий Минэкономразвития предполагает потребность в 144 тыс. зарядных станций к 2030 году — из расчёта 1 ЭЗС на 10 электромобилей. В середине 2021 года в Китае было уже более двух миллионов ЭЗС, в Европе — около 400 тысяч, в США — 55 тысяч.
Зарядные станции для электротранспорта в России производят около двадцати компаний, семь из них — с высокой степенью локализации: ООО «Парус электро» (Москва), АО ГРПЗ, бренд «Фора» (Рязань, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации «Ростех»), ООО «Юпитер», бренд «Яблочков» (Санкт-Петербург), ООО «ЗНГА Анодъ» (Пермь, дочернее предприятие завода ПСС), ООО «Промэлектроника» (Казань), Зеленодольский электротехнический завод, бренд NonStopPower (Зеленодольск, Республика Татарстан), НПП «Энергия» (Москва).