Санкт-Петербург и область, 22 фев 2022, 15:44

«Нас накроет плитой»: бизнес оценил последствия геополитического кризиса

Читать в полной версии

США объявили о «первом транше» финансовых санкций против России за признание ДНР и ЛНР. Многие эксперты делают предположения относительно возможного влияния этого шага на российскую экономику. Однако еще до того, как американские власти перечислили набор вводимых ограничений, СМИ сообщили, что рубль стал самой волатильной валютой в мире, а российский фондовый рынок отреагировал на рост геополитической напряженности сильнейшим с осени 2008 года обвалом. РБК Петербург спросил топ-менеджеров петербургских компаний, какие они видят последствия сложившейся геополитической и макроэкономической ситуации для своего бизнеса и какие решения в связи с этим принимают.


Александр Абдин, управляющий партнёр Euromed Group:

«Мы начали взвешивать риски в конце осени прошлого года, когда геополитическая ситуация стала обостряться. Из нашего сценария следует, что текущая ситуация — это не последняя точка в событиях, свидетелями которых мы являемся. Пока конкретных решений мы не принимаем, ждём, когда макроэкономическая ситуация накроет нас всех плитой. Не исключаю, что ситуация может быть как в Иране и Северной Корее, когда после санкций США национальная валюта в этих странах так обесценилась, что люди возили деньги тележками.

Кризисы в России 2008, 2015 годов демонстрировали существенное сокращение спроса на медицинские услуги. Вследствие этого — сокращение объёмов медбизнеса, сокращение зарплат, сокращение персонала. Мы ожидаем цепочку банкротств. У всего медицинского бизнеса разные финансовые модели — для кого-то будет тяжело бремя кредита и бремя залога, если залоговая стоимость будет падать. При дорогом плече кредита не будет возможности рефинансировать долги.

«Кризисы в России 2008, 2015 годов демонстрировали существенное сокращение спроса на медицинские услуги. Вследствие этого — сокращение объёмов медбизнеса, сокращение зарплат, сокращение персонала».

Что касается закупки медоборудования из-за девальвации рубля, то пока мы этим не будем заниматься. На медицинском рынке немного другая ситуация — оборудование, наоборот, можно будет купить дешевле на распродаже от не переживших кризис и закрывшихся клиник и больниц».


Елена Кириленко, генеральный директор компании «КЕЛЕАНЗ Медикал»:

«Сейчас в России клиники и скорые работают на зарубежном оборудовании, в том числе на американском, и его нужно будет как-то обслуживать. Такого оборудования в России много — порядка 60-70% от всего. Вероятно, с поставками компонентов для него в ближайшее время возникнут проблемы. У нас конкретно была история два года назад тоже из-за санкций. Нам нужно было купить расходные материалы для оборудования для скорой, и мы не могли это сделать в течение полугода, потому что мы просто не получали ответа от американского производителя на наши письма. И в итоге мы купили необходимые компоненты через Восточную Европу. Системно так работать не получится.

«В России клиники и скорые работают на зарубежном оборудовании, в том числе на американском, и его нужно будет как-то обслуживать. Такого оборудования в России много — порядка 60-70%».

Сейчас мы будем вести переговоры с нашими иностранными партнёрами, с производителями, с которыми мы работаем — узнаем, каким образом они планирует действовать в этой ситуации. Уже сейчас мы понимаем, к какому оборудованию, которое мы поставляем, нужны детали. Будем делать запасы расходных материалов и запчастей, закупим их заранее. Также у нас есть альтернатива — отечественное оборудование, которое можно предложить нашим заказчикам. В перспективе санкции простимулируют дальнейшее развитие производства медоборудования в России, но это всё будет не так быстро.

Что касается обвала фондового рынка и роста курса валют, то это тоже сказывается на нашей компании негативно. Рост ставок рефинансирования продолжается, дорожают кредитные ресурсы — это всё отражается на нашей рентабельности не лучшим образом. В нашем бизнесе заказчики нас не авансируют, мы привлекаем кредитные средства для закупки оборудования и дальнейшей поставки».


Игорь Бадер, директор по бренду LADA ГК «Прагматика»:

«Время пандемии научило всех быть готовыми к трудностям с поставками и прорабатывать вопросы обеспечения «товарных запасов», формировать буферные запасы. Сейчас мы понимаем, что даже если со стороны западных стран будут введены жесткие санкции, в том числе, касающиеся автомобильных комплектующих, мы можем испытать трудности, но далеко не сразу.

«Даже если со стороны западных стран будут введены жесткие санкции, в том числе, касающиеся автомобильных комплектующих, мы можем испытать трудности, но далеко не сразу».

Если провести анализ линейки комплектующих, не производимых на территории России, то основными элементами будут: трансмиссии (включая автоматические), рулевое управление (усилители руля), мультимедийные системы. Так или иначе, почти у все этих комплектующих есть альтернатива. Да, на внесение изменений в комплектацию и в ОТТС («одобрение типа транспортного средства» — ред.) может уйти время, но за счет запасов есть высокие шансы пройти эту ситуацию без потерь в продажах.

Уверен, что сейчас в заводоуправлении (речь об АвтоВАЗе) уже прорабатываются все схемы по оценке потенциальных рисков и поиску альтернативных решений. Ситуация с нехваткой чипов позволила накопить большой опыт в решении задач с недостатком комплектующих».


Юрий Грудин, основатель Formula City:

«По курсу валют видно — инфляция уже высокая. Вероятно, российским застройщикам придётся заменить импортные строительные материалы на отечественные и из-за высокого спроса всё подорожает. Будем принимать решения в компании, когда станет понятно, какие санкции введут. Всё, что можно сделать сейчас — прикупить валюту, хотя тот, кто готовился к кризису, уже её «притарил» по более низкому курсу».


Вольфганг Грассл, член совета директоров корпорации «Термекс»:

«Как и все производители, мы зависим от мировых цен на сырьё и других макроэкономических показателей, которые в итоге влияют на спрос и платежеспособность потребителей. Безусловно, санкции не способствуют стабилизации мирового экономического кризиса.

«Санкции и рост курса рубля к ведущим мировым валютам скажутся на себестоимости производимой продукции, и, как следствие, приведут к росту розничных цен».

Санкции и рост курса рубля к ведущим мировым валютам скажутся на себестоимости производимой продукции, и как следствие, приведут к росту розничных цен. Доля комплектации, производимой в России, будет расти, но полностью заместить все комплектующие силами локальных производств не получится».

Подготовили: Виктория Саитова, Мария Тирская


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

Pro
Никаких правил: чем опасна кибервойна, которую развернули государства
Pro
Какие схемы перевода денег за границу грозят тюрьмой и штрафом
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Как мировая экономика угодила в ловушку планируемого устаревания товаров
Pro
Босс-катастрофа. Почему компании не берут менеджерами альфа-самцов
Pro
Уходит эра маркетплейсов: как товарному бизнесу развиваться в 2025 году
Pro
Топ-менеджеры 60+ нужны все меньше: как зумеры свергают авторитеты
Pro
«Зарплата улетела в трубу». Как инфляция привела к конфликтам в компаниях