Санкт-Петербург и область, 22 мая 2015, 17:03

Бизнес по-русски: как заработать на зарубежном опыте

Сейчас в Петербурге активно развиваются несколько проектов, бизнес-модель которых была заимствована на Западе. Несмотря на кризис, они вполне довольны своим бизнесом.
Читать в полной версии

В истории многих петербургских компаний, работающих в сфере услуг, присутствует ставший уже классическим сюжет о поездке основателя будущего бизнеса в далекую страну, откуда он привозит новую идею или готовые модели для давно зревшего проекта. Очень часто попытки внедрить такую модель в России проваливаются, и у предпринимателей складывается впечатление, что то, на чем зарабатывают их западные коллеги, в России доход приносить не может.

Генеральный директор ИА InfoLine Иван Федяков утверждает, что в большинстве случаев выводы неудачливых предпринимателей ошибочны. По его мнению, дело не в том, что западная модель не применима в России, а в том, что предприниматели не могут ее адаптировать к российским реалиям. Такая адаптация необходима в любой стране, даже самой высоко развитой, потому что в каждой стране есть свои специфические особенности (вкусовые предпочтения потребителей, особенности законодательства, традиционные схемы финансирования и т.п.).

Сейчас в Петербурге активно развиваются несколько проектов, бизнес-модель которых была заимствована на Западе. Несмотря на кризис, они вполне довольны своим бизнесом. Успешная адаптация бизнес-моделей под российского потребителя позволила создать продукт, на который появился активный спрос, а кризис отчасти помог таким компаниям найти точки для дальнейшего роста – главным образом, через выход в регионы для расширения географии своего бизнеса.

Русский акцент

Основатели «Кидбурга» после того, как решили создавать в Петербурге детские города профессий (где дети пробуют себя в разных профессиях), начали изучать мировые примеры. Например, Kindercity в Цюрихе, или Menapolis в Вене, мексиканскую KidZania, работающую в шестнадцати странах. Ежегодно эти центры посещают сотни тысяч человек.

Фото: kidburg.ru

Адаптировать эти модели к российским реалиям оказалось непросто. В частности, инициаторы российского проекта достаточно быстро увидели, что традиционная для западных стран схема финансирования подобных бизнесов в России не сработала. На Западе бюджеты «детских городов» формируются, во многом, за счет спонсорской поддержки. В KidZania, например, доля спонсорских денег в бюджете доходит до 55%. Спонсорами бывают, как правило, банки, авиакомпании, рестораны. «Сейчас мы зарабатываем и на брендировании зон [размещение рекламной атрибутики компании в отраслевых игровых зонах, например, Сбербанка в банковской зоне], и на продаже билетов за вход. Но, в первую очередь, мы рассчитываем на продажу билетов», - рассказывает Максимилиан Пивоваров, генеральный директор ООО «КИДБУРГ». Скромный интерес потенциальных спонсоров к маркетинговым возможностям проекта топ-менеджер объясняет недоверием ко всему новому. «Для того, чтобы привлечь партнера, недостаточно эмоциональной презентации о том, как хорошо поддерживать детский проект. Нужны исчислимые показали эффективности, цифры, - объясняет Пивоваров. - К тому же далеко не все видят в детях целевую аудиторию для рекламы». А многие потенциальные спонсоры в России видят смысл финансирования подобных проектов главным образом в возможности использовать их для рекламы своей продукции и услуг.

Однако результаты русской модели не разочаровали основателей компании. Финансовые показатели «Кидбург» не раскрывает, но в конце 2014 года основателям удалось привлечь крупного инвестора - инвестфонд CapMan Russia II приобрел 40% долей ООО «КИДБУРГ».

Учредитель компании Sartor Владимир Вихровский, развивающий в России формат made to measure, говорит, что бизнес пошива делового костюма на заказ распространен в Европе в нескольких видах - ателье и смешанный формат, бизнес-модель которого предполагает и продажу готового костюма, и услуги по пошиву. «В России основные конкуренты для нас – это брендовые магазины, поэтому, когда в 2013 году мы запускали бизнес, сразу же отказались от смешанного формата, который часто используют европейские предприниматели. Мы решили работать в классическом made to measure», - рассказывает бизнесмен. - И пока мы не планируем использовать наши каналы коммуникации с клиентами для продаж смежных товаров или аксессуаров». Такой способ локализации модели оказался удачным - с февраля 2015 года количество заказов в компании выросло на 100%.

Фото: sartor.ru

А вот компании, занимающие доставкой товаров на дом, не оставляют попыток продавать свою аудиторию, с оглядкой на западные бизнес-модели. Например, в структуре выручки успешных западных проектов по доставке продуктовых наборов для ужинов, помимо доходов от прямых продаж, около 15% приходится на доходы от партнерских программ. Поставщики продуктов заинтересованы в промо-акциях и прямой коммуникации с целевой аудиторией. Однако, по словам основателя петербургской компании «Партия еды», еще никому из российских проектов не удалось запустить подобную бизнес-модель. Самой «Партии еды» лишь один раз удалось привлечь к такой схеме работы поставщика специй. «Для наших партнеров пока не хватает нашего объема, кроме того, это достаточно новый для продуктовых производителей канал продвижения». В то же время прямые продажи оказались эффективными – в этом формате западная модель без труда прижилась в России. Единственным отличием, по словам М.Перегудова, стал отказ от фермерских продуктов, на которых как раз делают акцент европейские и американские проекты. Цена на такую продукцию увеличивает стоимость коробки с ужинами в разы, подобное предложение пока не находит достаточного спроса на рынке. А вот стоимость ужина по цене, равной покупке тех же продуктов в магазине, - понятна клиенту.

Фото: facebook.com/partiyaedi

Масштабирование бизнеса

Следующим шагом в развитии своих проектов владельцы петербургских компаний видят региональную экспансию. CapMan планирует развивать тематические парки Kidburg в большинстве городов России с населением более 1 млн человек. В этом году запущен проект в Москве, уже существуют франшизовые проекты в Ярославле, Брянске и Воронеже.

Работать по франчайзинговым схемам намерена и компания Sartor. “Региональные компании могут самостоятельно развивать формат made to measure, используя нас в качестве логистического центра по доставке костюмов из Португалии. Другой вариант - покупка франшизы. В первом и во втором случае мы зарабатываем на разнице в цене от производителя, плюс в варианте с франшизой - на вступительном взносе и отчислениях за использование бренда». По словам В.Вихровского, идея региональной экспансии обсуждалась с португальскими партнерами давно, но рост цен на готовые костюмы и увеличение спроса на формат made to measure заставляют активнее работать с регионами. «С февраля в Петербурге мы наблюдаем двойное увеличение спроса - к нам начали переходить клиенты из магазинов готовой одежды дорогих брендов», - говорит бизнесмен. - Мы, в отличие от брендовых магазинов, повысили цену с декабря 2014 всего на 10%. Рост курса евро на марже почти не отразился - нам удалось снизить стоимость аренды и транспортные издержки».

Заработать на увеличении объемов собирается и компания «Партия еды». С конца прошлого года они запустили доставку продуктовых наборов в Москву. Компании удалось обойтись без создания расфасовочного цеха в столице и дополнительного московского штата. Формирование заказа происходит в Петербурге, а затем коробки с едой едут в рефрижераторах в Москву и курьерской фирмой развозятся по адресам. Михаил Перегудов рассчитывает через год начать создавать похожие модели в крупных региональных центрах, например на Урале и в Поволжье: «Будет выбран один из крупных городов региона как распределительный центр, где будет собираться заказ. Другие города будут получать товар через доставку из центра».

Впрочем, рост и региональная экспансия в определенном смысле являются одним из главных рисков таких проектов. Как ранее признавалась одна из учредителей «Кидбурга» Екатерина Андреевская: «С момента, когда проект превращается в конвейер и ты начинаешь называть клиентов трафиком, бизнес неизбежно теряет что-то очень важное».

Наталья Доброва

Что происходит с ценами на аренду жилья в Москве и других миллионниках
Что не дает россиянам открыть бизнес: исследование
На какие уловки идут маркетплейсы ради повышения продаж
«Меди банально не хватает». Что принесет России мировой дефицит металла
Русская школа. Как бывшая балерина стала самой молодой миллиардершей мира
Минус 30 тыс. за год. Как закрывают компании из-за отмывания
С возрастом развивается хроническое воспаление. Как это сокращает жизнь
В России стало рекордно мало «экстремальных трудоголиков»