В Петербурге арестовали недвижимость и машины начальника метрополитена
После проверки Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга в отношении главы ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина возбуждено уголовное дело. Как сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ, он подозревается в злоупотреблении служебными полномочиями, которое повлекло ущерб в 466 млн рублей.
По версии следствия, в 2012 году В.Гарюгин «и иные лица» использовали свои полномочия «вопреки законным интересам организации» при заключении инвестдоговора о строительстве комплекса наземного вестибюля станции метро «Адмиралтейская». В результате бюджету города был причинен ущерб в сумме не менее 466 миллионов рублей, а также нанесен существенный вред «охраняемым законом интересам государства».
В настоящее время арестованы принадлежащие В.Гарюгину денежные средства в сумме более 31 млн рублей, крупные суммы валюты, три земельных участка, расположенных в различных районах Ленобласти, жилой дом, автомобиль Toyota Land Cruiser и три сберегательных сертификата общей стоимостью 2,4 млн рублей.
Как отмечается в сообщении СК РФ, в связи с получением информации о возможной причастности одного из руководителей ГУП «Петербургский метрополитен» к совершению другого преступления, в настоящее время вновь проводятся обыски. Подробности следователи не раскрывают.
Ранее о нарушениях при строительстве «Адмиралтейской» сообщали аудиторы Контрольно-Счетной палаты Петербурга. Всего КСП выявила финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации метро в 2011-2013 годах на 9,2 млрд рублей. Основной ущерб принесли как раз заключенные предприятием инвестконтракты на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами.
Стоит напомнить, что более 12 лет назад мэр Северной столицы Владимир Яковлев подписал распоряжение, которое давало возможность метрополитену привлекать инвесторов для ремонта вестибюлей. В 2004 году губернатор Валентина Матвиенко предложила сооружать за счет средств бюджета только наклонные ходы, а для строительства вестибюлей привлекать инвесторов. Спустя четыре года частный капитал разрешили привлекать не только для ремонта, но и строительства вестибюлей. Размер платежа в бюджет города определяли оценщики, которых нанимал инвестор. При этом стоимость работ согласовывалась с КУГИ и ГУИОНом. Как подметила «Фонтанка», итоги конкурсов обычно объявлялись с большим запозданием или же вовсе держались в секрете.
В ходе недавней проверки внимание аудиторов привлекли контракты по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с ТРК, КУГИ Смольного передал в период правления В.Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен». Метрополитен разместил контракты на закрытом конкурсе. В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили. За право разместить на станциях коммерческую недвижимость и приватизировать на льготных условиях участок застройки инвесторы, по данным КСП, перечислили в казну от 1,5 млн руб. на станции «Звенигородская», 2,6 млн руб. - на «Бухарестской» и 7,8 млн руб. - на «Международной» до 70 млн руб. - на «Адмиралтейской». Приглашенный КСП независимый оценщик пришел к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз.
Что касается последней станции, тот, как уточняет «Фонтанка», по договору с «Советником» свайное основание под зданием на Малой Морской, где располагается станция «Адмиралтейская» и ТЦ «Адмирал», должен был делать инвестор. Однако в реальности эти работы выполнил «Метрострой» при возведении наклонного хода станции. По оценке КСП, их стоимость составила не менее 466 млн рублей: как указано на сайте палаты, метрополитен «неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета».
В метрополитене ранее говорили, что после возведения здания была проведен расчет нагрузки на фундамент, который показал, что стоимость свайного основания составляет 271 млн рублей. «Советник» перечислил эти средства в городской бюджет. Следствию же теперь предстоит выяснить, чья оценка стоимости фундамента более точна – КСП или самого метрополитена.
В ходе проверки аудиторы, кстати, выявили также 292 несогласованные с властями сделки ГУП, в которых «имелась заинтересованность» руководителя ГУП Владимира Гарюгина, а также обнаружили, что счета метрополитена размещены в банке «Санкт-Петербург», в наблюдательный совет которого входит Гарюгин. Кроме того, 33 объекта недвижимости метро не зарегистрированы в госреестре, а еще 13 (включая новые станции) стоимостью 36,7 млрд руб. эксплуатируются без разрешения на ввод, что может угрожать их безопасности. В отчете также отмечаются факты предоставления имущества метрополитена в аренду по заниженной стоимости или безвозмездно.
Петербургский метрополитен отверг все выводы аудиторов. Сам В.Гарюгин в декабре говорил: «Никаких расхищений, никакого ущерба бюджету на 9 млрд рублей не было». Тогда же ГУП оспорил выводы КСП в арбитраже. В пресс-службе вице-губернатора северной столицы Игоря Албина, между тем, сообщили, что В.Гарюгин покинет свой пост только в случае доказательства его вины. «Гарюгин не будет отстранен от своей должности до тех пор, пока его вину не докажет суд. Это позиция вице-губернатора Игоря Албина, которая основана на действии презумпции невиновности в соответствии с законом», - цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря вице-губернатора Елену Михину.