Санкт-Петербург и область, 22 мая 2015, 16:09

В Петербурге стартовал проект создания новых мест для отдыха

РБК Петербург взял интервью у председателя межведомственной рабочей группы по вопросам развития общественных пространств Санкт-Петербурга Евгения Бондарчука
Читать в полной версии
Фото: Е.Бондарчук/facebook.com

«У петербуржцев есть очень неплохие общественные пространства - они расположены в Финляндии», - пошутил как-то на форуме «Будущий Петербург» архитектор Данияр Юсупов. Эта шутка не так далека от истины, как может показаться на первый взгляд, говорят местные урбанисты и градозащитники. По их мнению, Петербургу хронически не хватает «третьих мест» - пространств между домом и работой, специально предназначенных для отдыха, общения и развлечений.

Между тем, во многом именно такие места формируют облик города. И туристы, и абитуриенты, и креативные специалисты, в первую очередь, стремятся туда, где больше парков, пешеходных набережных, арт-кварталов. Более того, по статистике, до 85% жителей мегаполисов предпочитают проводить свой досуг в парках.

До недавнего времени городские власти этой темой всерьез не интересовались. Однако в марте в Смольном прошло совещание, на котором обсуждались вопросы планирования и развития общественных пространств Петербурга (ОП). По его итогам было принято решение создать межведомственную рабочую группу по вопросам развития ОП. Возглавил ее руководитель Центра стратегического планирования и пространственного развития московского «Гипрогора» Евгений Бондарчук. Корреспондент РБК Петербург спросил у Е.Бондарчука, что он и его коллеги готовят для Северной столицы, а также за чей счет все это будет реализовываться.

Есть два подхода к определению общественных пространств. Первое - это все, что не находится в частной собственности, т.е. это и панорамы Петербурга, и дворы, и набережные. Таких пространств в городе очень много. Другие говорят, что общественные пространства, - это только те места, где уже сформировалась рекреационная функция (городские парки, пешеходные улицы), а их в городе как раз мало. Что вы подразумеваете под этим понятием?

Общественные пространства - это все общедоступные городские территории, отделенные от потоков транспорта. Они могут и должны быть использованы в рекреационных целях. Речь идет о парках, набережных, пляжах, пешеходных зонах, улицах и площадях, территориях, прилегающих к крупным общественным и транспортным центрам.

Как, в таком случае, найти баланс между транспортными и жилищными потребностями города и развитием рекреационной функции? К примеру, почти все набережные Петербурга развиваются городскими властями как транспортные коридоры, парки и скверы постоянно пытаются застроить жильем...

Необходимо серьезное исследование, результатом которого будет расчет обеспеченности населения и гостей города теми или иными общественными пространствами с определенным набором сервисных функций (от прогулочных дорожек до аттракционов). В Москве такая работа была проведена, и она стала основой для разработки государственной программы Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма».

В 2006 году в Петербурге был принят «Ландшафтный сценарий» до 2015 года, в котором упоминались общественные пространства. Как можете оценить ход его реализации? Не является ли этот сценарий очередным документом, который существует только в теории?

Документ хороший, и он в значительной степени реализован. Однако сейчас необходима разработка нового системного документа - Отраслевой схемы развития общественных пространств Петербурга. Эта схема должна найти отражение в концепции нового Генерального плана города и стать основой для разработки соответствующей государственной программы. Опыт разработки аналогичного документа есть в Москве, и мы его обязательно используем.

Какие пилотные проекты новых общественных пространств в Петербурге можете назвать?

Реконструкция второй очереди Муринского парка (от Гражданского проспекта до улицы Руставели). Планируется создание нового парка во Фрунзенском районе (вторая очередь парка Интернационалистов).

Кроме того, разрабатывается концепция развития территорий, прилегающих к Приморскому парку Победы и Александровскому парку. На Конюшенной площади должно быть создано общественное пространство. Мы также думаем над улучшением доступности и благоустройстве набережных Невы, в том числе Свердловской и Малоохтинской набережных.

Вы говорите о крупных формах. Будет ли в вашей концепции предусмотрены возможности для развития небольших камерных городских пространств - дворов, крыш исторических зданий, небольших площадок перед станциями метро? Таких форматов в Петербурге очень мало, по сравнению с европейскими городами...

Безусловно, в концепции должно быть предусмотрено создание и реновация небольших общественных пространств локального значения (внутриквартальные скверы, например). В идеале, современное благоустроенное общественное пространство должно быть в пределах пешеходной доступности от каждого жилого квартала.

Для территорий, прилегающих к станциям метрополитена, крупным транспортным узлам и торговым центрам, должны быть разработаны концепции благоустройства, учитывающие в первую очередь логистику пешеходных потоков.

Если сравнивать Москву и Петербург по количеству и качеству общественных пространств, кто отстает?

Москва значительно опережает Санкт-Петербург как по количеству, так и по качеству. В Москве уже два года функционирует Совет по развитию общественных пространств при мэре Москвы. Благодаря этому там реализованы такие знаковые проекты, как реконструкция парка Горького, парка Сокольники, Музеон на Крымской набережной.

В ближайших планах московских властей - создание единого паркового пешеходно-велосипедного пространства на Бульварном кольце, комплексная реконструкция московских улиц и площадей с приоритетом пешеходного движения. На эти проекты направляются серьезные объемы бюджетного и частного финансирования. При этом в Москве парки и другие общественные пространства рассматриваются как места отдыха и социального взаимодействия людей. Это именно то самое «третье место» (после дома и работы).

А как московским чиновникам удается привлечь частных инвесторов в такие проекты?

Важно понимать, что парки, пляжи, пешеходные зоны и площади - это фактически девелоперские проекты, которые могут приносить прибыль. Поскольку это открытые общественные пространства и земля под ними принадлежит городу, то девелопером таких проектов должен выступать город, в т.ч. в лице специально созданных управляющих компаний. Город должен привлекать инвесторов и арендаторов в такие проекты. Это могут быть застройщики жилья, для которых близость качественного парка повышает стоимость квартир. Это могут быть владельцы торгово-развлекательного центра, для которых открытое общественное пространство может быть источником синергетического эффекта в повышении посещаемости. Это могут быть операторы общественного питания, ярмарок, нестационарной торговли и пр.

А что в Петербурге?

Здесь до сих пор преобладал устаревший подход к развитию общественных пространств как элемента благоустройства города. Потребности населения и возможности бизнеса по развитию общественных пространств, к сожалению, не учитывались в полной мере. Сейчас эта ситуация начинает исправляться.

Каким образом определить, что нужно горожанам?

Начинать нужно с проведения исследований: социологических (учет мнения общественности - это самое главное), экономических, экологических, географических, урбанистических и пр. Варианты концепций развития общественных пространств должны широкого обсуждаться с экспертным и заинтересованным городским сообществом, в т.ч. на нашей рабочей группе. Это позволит создать качественную концепцию, востребованную населением. Только после этого можно переходить к собственно проектированию и строительству.

В России общественные пространства, созданные по всем правилам, часто превращаются в парковки с хаотичной торговлей и рекламой. Как избежать этих проблем?

Законодательно. Парки, сады и скверы охраняются законами Петербурга очень хорошо, даже излишне. Необходимо разработать регламенты их использования - что можно размещать, а что нельзя. Конечно, мы не будем прописывать правила для каждого объекта отдельно. Этого сделать невозможно, потому что уже существующих объектов в городе более 10 тысяч. Это должен быть общий документ, но в нем должны быть прописаны разные виды общественных пространств, и по ним должны быть соответствующие регламенты.

Могут ли общественные пространства выдержать конкуренцию с торгово-развлекательными центрами, которые в последнее время стали мощными точками притяжения для молодых людей (как место времяпрепровождения)?

ТРК - это тоже общественное пространство, только закрытое и частное. В ТРК есть не только магазины, но атриум, коридоры, фуд-корт. Есть центры притяжения в виде развлекательных центров, ресторанов, кафе и прочее. Они могут привлекать десятки тысяч посетителей в день, что гораздо больше посещаемости большинства парков, особенно в зимний сезон. ТРК - не прямые конкуренты открытых общественных пространств, это просто другая ниша, другой сегмент . Поэтому здесь очень важно скоординированное развитие ТРК и прилегающих территорий, чтобы в итоге посетителей было больше и там, и там. К сожалению, пока примеров такого взаимодействия в Санкт-Петербурге немного.

У нас всего немного, например, город совсем не использует возможности набережных. Есть у вас виденье, как можно в Петербурге развивать waterfront?

Набережные сейчас в Петербурге либо используются как автомобильные дороги с интенсивным трафиком, либо заняты промышленными предприятиями (Уральская улица, Кожевенная линия, территория «Адмиралтейских верфей» и пр.). Waterfront - это колоссальный актив Петербурга, формирующий его имидж и повышающий его привлекательность. Нужно открывать набережные для пешеходов, велосипедистов, роллеров, летом использовать набережные как место отдыха у воды.

Считаете ли вы необходимым увеличение числа пешеходных зон в городе? Какие петербургские улицы могли бы стать таковыми?

Нужна концепция развития пешеходных зон. Нужно наполнить жизнью существующие пешеходные улицы, например Малую Конюшенную, которая пока не пользуется популярностью у горожан, в отличие от Малой Садовой, которой удалось привлечь горожан. Без наполнения пешеходных пространств событиями, интересными услугами и торговыми точками они не будут эффективными и востребованными. Причем пешеходные улицы и зоны должны быть ориентированы не только на гостей города, но и на его жителей. Потенциально очень интересным является проект создания благоустроенной торгово-пешеходной зоны на территории Апраксина двора.

В Петербурге очень много велолюбителей. Но в городе почти нет велодорожек, да и вообще в центре очень мало мест, где можно просто покататься. Некоторые эксперты считают, что эта проблема неактуальна для северного города. А вы как думаете?

Проблема актуальна. Есть много предложений по созданию сети велосипедных маршрутов. Мое мнение, что основной потенциал здесь - в использовании набережных Невы.

Вы за платные парковки для авто?

В центре, в местах повышенного спроса (у торговых центров, бизнес-центров, вокзалов и т.п.) - да.

Как, по-вашему, будет выглядеть Петербург через 30-40 лет?

Это зависит от нас с вами.

Беседовал Роман Кизыма

Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Все о Scrum и Agile — за 20 минут: удивительно краткая инструкция
Pro
Прибыль 20% в долларах на акциях Казахстана. Как заработать на этом рынке
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Как добиться разморозки активов в Euroclear и Clearstream: главные нюансы
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Худшая система мотивации, что я видел»: как платить бонусы управленцам