Санкт-Петербург и область, 22 мая 2020, 17:48

COVID помог петербургской компании потеснить конкурентов из Китая

Читать в полной версии
Фото: Игорь Акимов/Интерпресс

Петербургская компания ООО «НПО «СтарЛайн» объявила о полноценном запуске крупномасштабного контрактного производства кабельных изделий для электронной промышленности. Как утверждает компания, ее завод под Петербургом (Янино, Всеволожский район Ленобласти) способен производить до 10 тыс. готовых кабельных изделий в сутки и составить конкуренцию китайским производителям как по качеству изделий, так и по его стоимости.

Конкуренты из Поднебесной

«СтарЛайн» ориентируется главным образом на массы небольших российских заказчиков. «Сегодня в России есть компании, которые изготавливают качественные кабельные изделия. Это крупные концерны в области автомобилестроения и гособоронзаказа. Но их мощности, в первую очередь, рассчитаны на собственные задачи. По контракту для таких гигантов рентабельнее изготавливать миллионные партии изделий. Но это лишь порядка 30% рынка. Остальным 70% российским заказчикам сейчас приходится обращаться к китайским производителям», — говорит исполнительный директор «НПО СтарЛайн» Елизавета Нарбут.

Свое конкурентное преимущество «СтарЛайн» видит главным образом в уникальных роботизированных линиях обработки проводов и сборки жгутов, которыми оснащено новое производство в Янино. «У двух из них на сегодня нет аналогов в России. На производстве используется только российское сырье компании «Преттль-НК». С этим поставщиком сотрудничают производители автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ, Renault, Nissan и другие», — отмечает Елизавета Нарбут.

Пандемия все изменила

По словам исполнительного директора Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Ивана Покровского, в России существуют производители кабелей для рынка (помимо подразделений крупных концернов, производящих кабели для нужд своих концернов) — но они довольно мелкие, их цены и качество не вполне удовлетворяет российских заказчиков и потому рынок завоевали китайцы. До последнего времени особых проблем с китайскими поставками кабельных изделий у российских заказчиков не было. Их все устраивало и перестраивать свои логистические схемы под нового поставщика, что довольно накладно, не было особого смысла. Но эпидемия коронавируса COVID-19 все изменила.

«Когда Китай закрыл свои границы, многие российские компании остались без комплектующих. Хотя карантин длился сравнительно недолго, многим компаниям пришлось остановить свое производство и они понесли серьезные убытки — существующие мелкие российские производители оказались не способны компенсировать исчезновение китайских поставок. Эта история показала, что концентрация поставок в одном регионе, своего рода «территориальный» монополизм, чреват серьезными рисками. В ситуациях форс-мажора, подобных нынешней эпидемии, которые вполне возможны и в будущем, например, если случится вторая волна пандемии, которую предсказывают некоторые вирусологи, российские компании могут остаться без необходимых поставок, что чревато разорением, если такие нарушения будут достаточными длительными. Все это сейчас осознали, так что «СтарЛайн» выбрал очень удачный момент для своего проекта — рынок готов диверсифицировать поставки», — уверен Иван Покровский.

Одного оборудования мало

Впрочем, он замечает, что для достижения успеха компании придется «напрячься», в первую очередь, обеспечить высокое качество своей продукции и низкие, сопоставимые с китайскими, цены. А для этого недостаточно иметь высококлассное оборудование, о котором говорит «СтарЛайн» — необходимо обеспечить еще и крупномасштабное производство.

«Как цена, так и качество — это производная масштабов. Не только низкая цена возможна при больших объемах выпуска, но и высокое качество, поскольку для этого необходимо обеспечить жесткий контроль качества, что довольно накладно (необходимо дорогостоящее оборудование, квалифицированный персонал и др.) и окупается, как и любые постоянные затраты, только большими объемами производства», — говорит эксперт. По этой причине, кстати, существующие в России мелкие производители не способны конкурировать с китайцами. Однако «СтарЛайн», полагает Иван Покровский, вполне способен с этой задачей справиться, поскольку имеет надежную репутацию одной из лучших российских компаний электронной промышленности. Другой вопрос — сможет ли компания сделать этот бизнес прибыльным, что необходимо для устойчивой работы и обеспечения надежности поставок. Впрочем, замечает эксперт, «все его предыдущие проекты успешно доводились до конца».

Справка

Рынок кабельной продукции крайне неоднороден и узкосегментирован. По оценкам аналитического центра GS Group, его общий объем превышает 280 млрд рублей, при этом доля импортной кабельной продукции на российском рынке занимает порядка 22-25%, по некоторым видам продукции более 40%. Основными иностранными поставщиками на российский рынок на протяжении многих лет являются китайские компании.

Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР