Санкт-Петербург и область, 22 сен 2016, 12:19

Базовый перевозчик «Пулково» может застрять в Петербурге

Читать в полной версии
(Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс)

«Аэрофлот» получил разрешение продать свою крупнейшую «дочку», авиакомпанию «Россия», пишут «Ведомости» со ссылкой на три источника в Правительстве РФ. По их сведениям, представить предложения о возможности продажи «России» поручил Минтрансу вице-премьер Аркадий Дворкович. Если эти планы реализуются, «Россия», бизнес которой в последние годы все больше перемещается в Москву, может надолго осесть в Петербурге.

Мало конкуренции

Поручение вице-премьера появилось в результате доклада на экспертном совете при правительстве. Речь в докладе шла о сокращении конкуренции на отечественном рынке авиаперевозок, сообщил один из собеседников «Ведомостей». Отделение «России» от «Аэрофлота» могло бы обострить борьбу между авиакомпаниями.

Еще одна задача правительства, которую чиновники рассчитывают решить за счет продажи «Аэрофлотом» «России» — стимулирование рынка региональных перевозок. «Мы за приватизацию и развитие конкуренции, — сообщил изданию замминистра экономического развития Евгений Елин. — Надо развивать доступность авиаперевозок из Санкт-Петербурга, не только из Москвы».

Все большая концентрация бизнеса группы «Аэрофлот» в столице вызывает беспокойство и в Смольном. Правительство Петербурга владеет 25% долей в «России», которая является базовым перевозчиком аэропорта «Пулково».

«Стратегия авиакомпании «Россия» не предусматривает развитие хаба в Санкт-Петербурге и практически не включает расширение географии полетов, — сказал по этому поводу глава комитета по транспорту Смольного Александр Головин на совещании в Минтрансе в начале мая 2016 года. — Данный подход не соответствует интересам Санкт-Петербурга и создает предпосылки, имеющие негативное влияние на развитие крупных инвестиционных проектов в Северной столице».

Несоблазнительный актив

Продажа «России» нужна и для оптимизации бизнеса самого «Аэрофлота», полагает независимый авиационный эксперт Алексей Захаров. «Те поглощения, которые «Аэрофлот» когда-то делал, изрядно нагрузили компанию, — сказал А. Захаров РБК Петербург. – Авиаперевозчики, которые в свое время были присоединены к «Аэрофлоту», своими финансово-экономическими показателями не блещут».

Впрочем, найти покупателя на «Россию» «Аэрофлоту» будет непросто, продолжает А. Захаров. «Не уверен, что на «Россию» найдутся покупатели, поскольку «Аэрофлот» в процессе реорганизации своих дочерних компаний аккуратненько перевел на себя наиболее прибыльные рейсы. По «дочкам» наблюдается снижение объема перевозок и снижение средней длины маршрутов», — отмечает эксперт.

По данным Росавиации, авиакомпания «Россия» занимает третье место по числу перевезенных пассажиров с показателем чуть более 4 млн человек по итогам января-июля 2016 года (+39,3% к аналогичному периоду прошлого года). Возглавляет список «Аэрофлот» с 16,2 млн пассажиров, за ним следует «Сибирь» с 5,4 млн пассажиров.

Надо — значит надо

Наиболее вероятным претендентом на покупку «России» является Смольный, считает гендиректор Ассоциации Аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор Горбачев. «Покупателем точно не будет авиакомпания — ни одна авиакомпания не вытянет этот актив, — говорит эксперт. — Единственный выход — покупать городу и иметь собственную авиакомпанию».

У Смольного интерес к покупке "России" тоже невелик, полагает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. «Не думаю, что в текущей ситуации на рынке авиаперевозок может найтись покупатель авиакомпании за «живые деньги», а от передачи ее кому-либо в управление «за 1 рубль» нет никакой пользы ни бюджету, ни «Аэрофлоту». Да и кому нужна в управление авиакомпания, полностью зависящая от главного конкурента, а «Россия» все равно будет зависеть от «Аэрофлота», если в нее не вложить значительных средств», - сказал аналитик в беседе с корреспондентом РБК Петербург.

Впрочем, как считает А. Захаров, едва ли правительство Петербурга, решая вопрос о возможной покупке авиаперевозчика, будет руководствоваться исключительно экономическими соображениями. «Если Смольному скажут купить, то он купит», — уверен эксперт.

Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии