На главной улице Петербурга открываются новые кафе и магазины
Количество пустующих помещений в стрит-ретейле на Невском проспекте уменьшилось за год на 45%. Впервые с начала пандемии на главной улице Петербурга доля свободных помещений оказалась ниже 10%, достигнув 8,4%. Об этом РБК Петербург сообщили в JLL.
Тренд на восстановление
К концу третьего квартала 2021 года доля свободных помещений в стрит-ретейле на Невском проспекте сократилась на 1,8 п.п., опустившись ниже 10% впервые с начала пандемии и достигнув 8,4%, подсчитали в JLL. Вакантность стабильно снижается уже в течение года, а количество пустующих помещений в конце сентября 2021 года оказалось на 45% меньше аналогичного периода прошлого года.
Старо-Невский проспект уже полностью вышел на докризисный уровень с вакантностью 7,1%, тогда как на основной части Невского проспекта (от Адмиралтейства до площади Восстания) пустует пока 9,3% помещений.
Среди новых арендаторов Невского проспекта в третьем квартале больше половины — это общепит и магазины сладостей, включая новую сеть Elit LoQum, кафе-пекарню «Слой» (как ранее сообщал РБК Петербург, петербургский производитель выпечки «Слой» откроет шесть собственных заведений в центре города до конца 2021 года), кофейню Britishbro coffee, также анонсировано открытие ресторана Chang и «Шоколадницы».
Открытий больше, чем закрытий
По итогам трех кварталов этого года количество открытий кафе и ресторанов на Невском проспекте превысило число закрытий, отмечают эксперты JLL. Положительная динамика в общепите наблюдается с начала лета 2021 года. До этого с начала пандемии на Невском проспекте закрывалось больше ресторанов, чем открывалось новых.
Старо-Невский проспект продолжает усиливает позиции в качестве главного люксового fashion-коридора. В конце лета на Невском, 129 начал работу бутик часов и аксессуаров Montblanc, осенью планируется открытие Philipp Plein на Невском, 150.
«Спрос арендаторов на рынке стрит-ретейла сместился в сторону небольших помещений площадью до 100 кв. м с оптимальными планировочными решениями. Присутствие на Невском по-прежнему престижно, однако сохраняется желание у компаний сократить затраты на аренду. Ряд помещений, которые освободились на Невском проспекте в период пандемии, до сих пор не могут найти арендаторов именно по причине сложных конфигураций и избыточных торговых площадей», — говорит руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталия Киреева. По ее данным, диапазон запрашиваемых арендных ставок на главной улице города существенно не изменился, и в сентябре составляет 2,8-6 тыс. руб. за кв. м в месяц для Старо-Невского и 6-10 тыс. руб. за кв. м на основной части Невского проспекта.
«Часть ресторанов не переживут холодный сезон»
В целом по городу рынок восстанавливается более медленными темпами. Как сообщили РБК Петербург в Knight Frank St Petersburg, за год было закрыто 760 арендаторов в сегменте стрит-ретейл. В структуре профилей закрывшихся заведений лидирует сегмент общественного питания — 34%, продукты — 12% и одежда — 11%. Стоит отметить, что количество закрытий в первом полугодии 2021 года на 59% меньше, чем во втором полугодии 2020 года (293 и 467 соответственно). Прогнозы экспертов до конца года также не слишком оптимистичны. Тяжелее всего придется кафе и ресторанам, рассчитанным на туристов.
«Общепиту во второй половине года традиционно приходится тяжелее, чем в первой половине. Весна-лето у ресторанов считается высоким сезоном в силу сезонности, увеличения туристических потоков, а также благодаря возможности использования летних террас. Вторая половина года обычно менее прибыльная. Соответственно можно предположить, что часть ресторанов не сможет пережить холодный сезон», — прогнозирует руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. По ее мнению, если до конца года будут введены еще какие-то ограничения со стороны властей в связи с пандемией, то даже у успешных проектов будут сложности.
Развитие продуктовых сетей
Зато негативных изменений в развитии продуктовых сетей в Knight Frank St Petersburg ожидают меньше всего, поскольку в период пандемии у них не было падения спроса, а какие-то сегменты получили дополнительный импульс для развития. Так, «Вкусвилл» открывает магазины больших метражей, «Лента» развивает формат магазина у дома, «Пятерочка» продолжает реновацию своих супермаркетов, «Магнит» приобрел сеть «Дикси», что позволяет делать вывод, что продуктовые сети имеют определенный запас прочности. Также до конца года будут востребованы площади формата стрит у аптечных сетей, магазинов с алкогольной продукцией и банков. Сегменты, связанные с сезонностью и эмоциональной покупкой (сувенирные магазины, одежда рестораны), больше других могут испытывать сложности, отмечают в Knight Frank St Petersburg.
«Начало второго полугодия, на наш взгляд, не демонстрирует очевидных признаков снижения активности спроса. По итогам года ожидаем сохранения текущего уровня вакансии 10% на основных центральных торговых коридорах города», — резюмирует Алена Волобуева, руководитель отдела исследований рынка компании Maris в ассоциации с CBRE.