Санкт-Петербург и область, 22 окт 2021, 16:19

Власти разрешили засыпать часть Финского залива

Читать в полной версии
(Фото: сайт проекта)

Руководство Приморского универсально-перегрузочного комплекса (УПК) и его критики объяснили РБК Петербург суть принятого на этой неделе важного решения — разрешения расширить территорию порта Приморск. По мнению некоторых специалистов в сфере экологии, намерение УПК намыть косу в акватории Приморского порта для строительства причалов к создаваемым грузовым терминалам приведет к уничтожению места обитания редких краснокнижных растений, а вынутый в процессе намыва со дна грунт будет вывезен на специальный подводный отвал, образуя отмель, потенциально затрудняющий движение судов. Приморский УПК считает такие претензии необоснованными.

Будущий намыв

В начале этой недели правительство РФ приняло решение о расширении территории морского порта Приморск в целях создания искусственного земельного участка, предназначенного для строительства объектов портовой инфраструктуры «Приморского УПК». Вслед за этим между Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморпорт) и ООО «Приморский УПК» был заключен договор о создании искусственного земельного участка размером 29,28 га. Приморский УПК сообщает, что работы по расширению планируется завершить к декабрю 2024 года.

По словам Александра Карпова из Центра экспертиз ЭКОМ, эти действия были запланированы проектом Приморского УПК и, в частности, описаны в ОВОС (Оценке воздействия проекта на окружающую среду). Распоряжение правительства РФ предоставляет проекту недостающую для его развития землю, ранее выведенную из состава Лесного фонда РФ «для размещения линейных объектов», говорит Карпов. Помимо прочего, такое решение дает право Приморскому УПК без аукциона заключить договор о создании искусственного земельного участка (намыва), поскольку будущий намыв непосредственно примыкает к бывшему лесному участку, а ныне — территории порта. Судя по материалам проекта, намыв нужен для строительства причалов контейнерного и зернового терминалов Приморского УПК.

По информации Приморского УПК, «строительство искусственного земельного участка будет производиться пионерным способом с использованием чистого карьерного песка, с целью сокращения сроков консолидации грунта и существенного сокращения распространения пятен мутности на акватории пролива Бьеркезунд Финского залива». После строительства причалов возле них будут произведены дноуглубительыне работы.

«Пятна мутности»

Директор ЭКОМа согласен, что такая операция снизит одно из воздействий строительства, однако никак не решает основные проблемы. Во-первых, строительство причала и терминалов уничтожит место обитания очень редких краснокнижных растений, обитающих в прибрежных водах и на берегу

Во-вторых, грунт, вынутый со дна в ходе дноуглубительых работ (12 млн кубометров), будет вывезен на специальный подводный отвал, расположенный примерно в 43 км от стройки, между островом Грузный и якорной стоянкой судов порта Высоцк. «В результате «пятна мутности» просто переместятся из пролива Бьеркезунд в Выборгский залив, но останутся в Финском заливе, — говорит Александр Карпов. — К тому же, этот грунт образует отмель, которая затруднит судам маневрирование вблизи якорной стоянки».

Все предусмотрено

Приморский УПК в ответе на запрос РБК Петербург утверждает, что все угрозы окружающей среде и судоходству проектом заранее просчитывались и необходимые мероприятия по их компенсированию предусмотрены. «В ходе обследований весь перечень краснокнижных растений определен, пересадка предусмотрена проектной документацией. Работа относится к подготовительному периоду и выполняется в разрешённый период года, когда растения можно распознать и определить количество и без нанесения вреда пересадить в аналогичные условия произрастания. В районе порта Приморск есть особо охраняемая природная территория «Выборгский заказник», где растут такие же краснокнижные растения, туда и планируется пересадка редких видов растений. Подобные мероприятия заложены в проект, необходимые работы в виде программ производства работ перед их проведением будут согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области. Исключительно после пересадки краснокнижных растений, начнется основное строительство инфраструктуры портового комплекса», — сообщила пресс-служба Приморского УПК.

Более того, компанией учтен ущерб, не отмеченный экологами. «Для восполнения рыбных запасов из компенсационных выплат финансируется разведение мальков определенных пород рыб, которые выпускаются в акваторию Финского залива», — добавили в Приморском УПК. Сам компенсационный фонд, как отметили в компании, образуется в соответствии с природоохранным законодательством, а «проект содержит широкий перечень компенсационных мероприятий, которые направлены на возмещение ущерба от строительства объекта как на акватории, так и на территории портового комплекса».

Что касается угрозы судоходству от складирования вынимаемого грунта, то, как утверждается в ответе Приморского УПК, «фактическая глубина в районе разрешённого подводного отвала, где планируется складирование грунта от дноуглубления, составляет порядка 25-27 метров. Вследствие складирования грунта от дноуглубления глубина на отвале уменьшится незначительно и не повлияет на судоходство в Выборгском заливе».

Инфраструктура для порта

Работа по строительству Приморского УПК ведется в рамках федерального проекта «Развитие морских портов», который входит в нацпроект «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». Как сообщила пресс-служба компании, в рамках проекта по намыву в настоящее время в границах «Приморского УПК» завершаются работы подготовительного периода.

Также на сегодняшний день продолжается работа по проектированию новой скоростной автомобильной дороги от порта до трассы «Скандинавия». Проект, считают в Приморском УПК, важен для автомобильной инфраструктуры города и самого порта, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и создать комфортные условия передвижения для личного транспорта жителей района.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях