Санкт-Петербург и область, 22 дек 2020, 17:38

Эффект на триллионы: Петербург внес вклад в стоимость мирового бизнеса

Читать в полной версии
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Завершая проект «Герои года. Энергичные люди», РБК Петербург рассказывает о достижениях компаний, предпринимателей, ученых и общественных активистов — достижений, особенно заметных на фоне драматических обстоятельств. Несколько сфер разработки и применения новых технологий не выросли, а, по выражению их представителей, «буквально взлетели» в 2020 году. Этот взлет был общемировым, и Петербург смог внести в него посильный вклад. Наличие в городе сегментов экономики, получивших преимущества от «коронакризиса», смягчил общее губительное воздействие пандемии на Петербург, отмечали ранее эксперты.

О наиболее «взлетевших» технологиях и их петербургских представителях рассказываем в серии публикаций РБК Петербург. В том числе, впечатляющие результаты — и количественные, и качественные — показали разработка и внедрение технологий искусственного интеллекта.

Год удаленных технологий

Спрос на технологии обеспечения удаленной работы (а также удаленного обучения, досуга и пр.) вырос в России многократно. Спектр их применения весьма широк — это и обычная совместная работа сотрудников любой компании, которым запретили посещать офисы, и одновременная совместная работа проектных групп, требующая специальных инструментов; и перевод студентов и школьников на онлайн-обучение; и международные конференции; и врачебные консилиумы, а также общение врачей с пациентами (телемедицина), и многое другое.

«Интеллектуальные ассистенты, голосовые и текстовые роботы и раньше использовались для улучшения клиентского опыта, но в 2020 году отношение к ним радикально изменилось»

Особенно сильное развитие в группе удаленных технологий получили те, что были основаны на искусственном интеллекте (AI). Интеллектуальные ассистенты, голосовые и текстовые роботы и раньше использовались для улучшения клиентского опыта, но в 2020 году отношение к ним радикально изменилось — они неожиданно стали средством выживания бизнеса. Благодаря этому, как прогнозирует Gartner, Inc., в 2021 году развитие AI приведет к увеличению стоимости мирового бизнеса на 2,9 трлн долларов и продуктивности сотрудников в 6,2 млрд часов во всем мире. К счастью для Петербурга, целый ряд работающих в городе компаний к началу пандемии имели опыт и признание в сфере AI — решений.

AI для всех

Бесконтактные системы, системы распознавания лиц традиционно применялись для безопасности и комфорта, а в период пандемии — для минимизации контактов и для заботы о здоровье. Как утверждают в группе ЦРТ, крупнейшем российском разработчике технологий искусственного интеллекта, дистанционная активность стимулирует развитие Digital me («Цифровое я») — для аутентификации и верификации все чаще стала использоваться мультимодальная биометрия. Банки и финансовые институты, предъявляющие по свидетельству группы ЦРТ, приоритетный спрос на речевую аналитику, голосовых помощников и видеобиометрию, активно внедряют AI-cистемы для удаленной идентификации клиентов, выявления мошенников и повышения уровня безопасности. Для этого в группе ЦРТ создана платформа с применением целого стека AI-технологий: биометрии, распознавания и синтеза речи, акустических событий. Решение позволяет отказаться от PIN-кодов и паролей, а алгоритмы защиты от взлома с помощью аудио- и видеозаписи — liveness detection («определение живого человека») позволяют выявлять мошенников и повышать уровень безопасности.

«Голосовые и текстовые роботы позволяют удовлетворить потребности прогрессивных клиентов, снизить операционные затраты и увеличить пропускную способность контакт-центров»

Один из последних трендов — внедрение речевой аналитики для контроля качества обслуживания в контактном центре, голосовых и текстовых каналах обращений. Система переводит все диалоги в текст, а алгоритмы анализируют его по более 40 параметрам. Голосовые и текстовые роботы позволяют удовлетворить потребности прогрессивных клиентов, снизить операционные затраты и увеличить пропускную способность контакт-центров. «Мы отмечаем повышенный спрос на текстовых и голосовых роботов, в наших кейсах интеллектуальные роботы автоматизируют более 80% обращений клиентов без перевода на оператора», — говорит генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский.

Чат-боты заменяют операторов

В частности, в 2020 году группа ЦРТ создала для Tele2 текстового интеллектуального робота, который без помощи оператора общается с клиентами в digital-каналах, обрабатывая до 15 тысяч обращений в сутки. «Чат-бот существенно снизил нагрузку на операторов контакт-центра, а главное — позволил нам стать ближе к нашей цифровой аудитории, активно использующей мессенджеры, соцсети, мобильные приложения. Успех этого проекта стимулирует нас к привнесению технологий AI в голосовые каналы обслуживания и созданию голосового бота», — комментирует директор по дистанционному сервису Tele2 Елена Юрина.

Чрезвычайно востребованной в период пандемии оказалась технология распознавания речи — для перевода в текст голосовых сообщений врачей. С помощью решения ЦРТ в Москве заполнено 34 тысяч медицинских протоколов, что существенно облегчило работу врачам, перегруженным работой с больными COVID-19. Успешный опыт позволил компании масштабировать технологию в другие регионы — она уже работает в Перми, Мурманске, Кемерово, Тюмени и др.

В 2020 году фактическим стандартом транспортной отрасли стала, как утверждают в группе ЦРТ, система компьютерного зрения. В частности, соответствующая разработка ЦРТ «Визирь» уже обеспечивает безопасность на 70 объектах транспорта по всей России, на 18 спортивных объектах (в том числе, на петербургской «Газпром Арене»), шесть городов используют ее в АПК «Безопасный город». С 2020 года система внедряется в университетских кампусах, в частности, уже полноценно работает в Сибирском федеральном университете.

Чрезвычайно востребованной в период пандемии оказалась технология распознавания речи — для перевода в текст голосовых сообщений врачей

Благодаря выросшему в 2020 году спросу на AI-технологии, компании удалось сохранили уровень оборота, несмотря на негативные факторы для бизнеса, вызванные пандемией. «Ключевую динамику роста в 2020 году продемонстрировали направления лицевой биометрии, интеллектуальных диалоговых роботов, речевой аналитики. Выручка по каждому из этих направлений увеличилась год к году на более чем 50%. Из отраслей можно выделить финтех, телеком, здравоохранение. Приоритетный спрос сформировал российский рынок, Ближний Восток и Латинская Америка. По нашим прогнозам спрос на такие решения сохранится», — поясняет Дмитрий Дырмовский.

О том, почему в 2020 году произошел резкий рост спроса на беспилотники, чему научились эти летательные аппараты, как была решена проблема медленной цифровизации предприятий и можно ли «смириться с новой реальностью», читайте 23 декабря на РБК Петербург.

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения