Санкт-Петербург и область, 23 янв 2020, 12:09

Петербургские туроператоры теряют доходы на фоне роста числа гостей

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

За 2019 год Петербург посетили 1,3 млн туристов из Китая — на 30% больше, чем в позапрошлом году. Как пишут СМИ со ссылкой на генерального консула КНР в Петербурге Чжан Вэйя, китайские туристы лидируют по числу в общем потоке иностранных туристов в Северной столице России.

Петербургские туроператоры подтверждают эту динамику. Однако, по их словам, стремящиеся в Петербург туристы из КНР продолжают отказываться от услуг местных игроков в пользу подпольных сетей, которыми управляют китайцы. В итоге теневые схемы по обслуживанию туристов «методом замкнутого цикла» приводят к падению доходов туроператоров и многомиллиардным потерям в российском бюджете.

Притягательная сила

Чжан Вэй уверен, что турпоток из Китая в Петербург будет расти в ближайшие годы. Ранее в интервью «Петербургскому дневнику» он говорил, что число китайских туристов в городе может вырасти в пять раз. «Петербург обладает огромной притягательной силой. Думаю, что цифра в 5 млн туристов в год была бы достаточной, чтобы хотя бы в минимальной степени удовлетворить интерес жителей нашей страны к городу на Неве», — цитирует его издание. По данным Чжан Вэя, 70% оформленных в Петербурге чеков TaxFree приходится на туристов из КНР и за 2019 год они потратили в России более 70 млрд руб.

Дальнейший рост количества пассажиров из Китая прогнозирует и компания «Воздушные ворота Северной столицы» (оператор аэропорта Пулково). Пресс-служба компании сообщает, что в 2019 году число пассажиров из КНР выросло на 34,6% по сравнению с 2018 годом, до 185,1 тыс. человек. Речь идет о количестве пассажиров, прибывших в аэропорт Пулково прямыми рейсами из пунктов Китая (большинство жителей КНР прибывают в Пулково российскими и международными рейсами из других стран). В 2020 году рост ожидается на уровне 40% за счет появления новых рейсов и направлений в Китае.

«Тень» Поднебесной

Участники туристического рынка сетуют на то, что растущая загрузка достопримечательностей и инфраструктуры (за счет туристов из КНР) не соответствует динамике доходов петербургских туроператоров. Исполнительный директор Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Роман Лыжин говорит о парадоксе — с ростом турпотока из Китая у местных туроператоров падают доходы. По его словам, большая часть денежных средств от обслуживания туристов из КНР в РФ фактически не попадает. Со ссылкой на участников рынка он связывает это с тем, что данное направление всё больше уходит в «тень», а направляющие китайские компании уже практически не нуждаются в российских партнёрах, российских специалистов вытеснили иностранцы.

«Практически весь спектр услуг (размещение по демпинговым ценам, использование нелегальных гидов-иностранцев, адаптированный общепит, сравнительно дешёвые транспортные услуги) предоставляют китайским гостям их же соотечественники, которые организовали в РФ теневые схемы по обслуживанию туристов методом замкнутого цикла с оплатой в КНР», — отмечает Роман Лыжин.

«Да, это так, у нас есть гид, который владеет китайским, но он в основном работает с англоговорящими группами. Мы тоже видим, что китайцев в городе все больше, но они приезжают со своими гидами, к нам не обращаются», — говорит на условиях анонимности специалист по продажам петербургского туроператора. Если ситуация не изменится, общие потери бюджета РФ от применения «серых» схем на данном направлении за период с 2014 года могут превысить 1 трлн руб., приводит данные независимых экспертов Роман Лыжин.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику