Тренды Петербурга, 23 янв 2022, 09:50

Энергокризис в Европе и «закрытие» Китая сказались на портах РФ

В числе причин резкого роста грузооборота портов эксперты назвали спрос на уголь в Европе и закрытие китайских портов для приёма всех грузов, кроме контейнерных
Читать в полной версии
(Фото: Щербаков Илья/PhotoXPress.ru)

Два порта Северо-Запада продемонстрировали резкий рост грузооборота по итогам 2021 года. По только что опубликованным данным ФГБУ «Администрация морских торговых портов Балтийского моря», грузооборот порта Выборг в 2021 году вырос на 60% — в основном за счет угля и кокса, перевалка которых увеличилась в 2,6 раза. Также на 17% увеличилась перевалка минеральных удобрений. Заметную положительную динамику показал и Мурманский порт. Это показательно на фоне спокойной динамики грузооборота морских торговых портов России (рост на 1,7% к 2020 году, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ).

Проблемы «зеленой политики»

Пресс-служба ООО «Порт Логистик», стивидорной компании, являющейся единственным оператором морского порта Выборг, в ответ на запрос РБК Петербург о причинах увеличения грузооборота объяснила: «Рост грузооборота в Морском порту за 2021 год в первую очередь связан с общемировой тенденцией повышения спроса на уголь и кокс. В 2021 году ООО «Порт Логистик» заключило контракты с экспортерами угля и кокса в страны Европы (Швеция, Польша), а также страны Балтийского региона». Также в «Порт Логистик» отметили, что «благодаря сотрудничеству с компанией ООО «Терминал» — партнером по проекту модернизации, в полном объеме возобновилась работа по перевалке наливных неопасных пищевых и непищевых грузов на причале № 13».

Эксперты, комментируя успехи порта в минувшем году, указывают на два обстоятельства. Первое из них — эффект низкой базы, полагает директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин. По его словам, в 2020 году перевалка всех грузов сократилась на 44%, угля и кокса — на 73%. Причиной этого стало падение мировых цен, вызванное «зеленой» политикой Евросоюза, полагает эксперт. За 2021 год объемы полностью не восстановились, они все еще меньше объемов 2019 года на 11%, в том числе перевалка угля и кокса — меньше на 31%. «При этом нельзя не отметить реальный успех небольшого порта. На благоприятной конъюнктуре им удалось практически полностью отыграть падение 2020 года. Далеко не всем их коллегам удалось это сделать», — говорит Головизнин.

Вторым фактором роста для порта «Выборг» стал энергетический кризис в Европе. О увеличении объемов экспорта угля в Выборге ранее в разговоре с «Ведомостями» сообщал начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. По его мнению, причиной повышенного спроса на уголь стала холодная зима в Европе. Из-за этого европейские страны запустили угольные электростанции, которые уже собирались вывести из эксплуатации. Однако достаточных запасов угля для их работы в Европе не оказалось.

В 2021 году из-за газового кризиса в Европе спрос на энергетический уголь вырос еще больше. В связи с этим Александр Головизнин отмечает, что по оценкам мировых экспертов примерно до 2040 года спрос на энергетический уголь из-за сложности его замещения на «зеленые» источники сохранится практически на нынешнем уровне — в физическом выражении, хотя его доля в энергетическом балансе будет снижаться.

Рыбная диверсификация

Второй из отличившихся в 2021 году — Мурманский рыбный порт. Его грузооборот в 2021 году вырос на 20,7% (перевалка — на 21,4%) — главным образом за счет роста, по данным Россельхознадзора, поставок российской рыбы в Норвегию в 2,5 раза в сравнении с объемом 2020 года. Такая динамика укладывается в общероссийский тренд резкого роста в 2021 году экспорта рыбы и морепродуктов в целый ряд стран, о котором сообщал Россельхознадзор. Помимо Норвегии, в 2,7 раза выросли поставки в Германию, в 2,2 раза — в Польшу, в 2 раза — во Францию и Португалию и т.д. Правда, по данным ФТС России за 11 месяцев 2021 года общий объем экспортных поставок рыбы свежей и мороженной снизился на 15,4%.

По мнению члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева это произошло из-за того, что Китай, крупнейший (около 70%) импортёр российской рыбной продукции, в конце 2020 года из-за коронавируса закрыл свои порты для приёма всех грузов, кроме контейнерных (лишь на днях власти КНР открыли два порта — Далянь и Циндао — для импорта дальневосточного минтая). В результате промысловики увеличили поставки на внутренний рынок и диверсифицировали экспорт.

При этом, отметим, динамика Порта Санкт-Петербург не отличается резкими колебаниями. Его общий грузооборот в 2021 году увеличился на обычные 4% — до 62 млн тонн. Рост по отдельным видам наиболее значимых по объемам грузов также демонстрирует стандартную динамику: генеральных — на 13%, навалочных — на 9%, нефтепродуктов — на 1%, а контейнерные грузы и вовсе продемонстрировали снижение на 2%.

Повтор публикации от 20.01.2022

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России