ОСК анонсировала строительство почти 600 гражданских судов
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) готова закрыть растущую потребность в гражданских судах у российских судовладельцев, построив 589 единиц общей стоимостью 1,36 трлн руб. до 2035 года, сообщают «Ведомости» со ссылкой на презентацию ОСК. Эксперты считают, что нужды отрасли гораздо выше, а прогнозировать вероятность выполнения плана ОСК к 2035 году проблематично из-за санкций.
Растущие потребности
Наиболее дорогой статьей расходов для ОСК станут балкеры — 161 судно обойдется в 329,3 млрд руб., далее следуют аварийно-спасательные суда (30 единиц совокупной стоимостью 287,6 млрд руб.), научно-исследовательские судна (22 единицы за 155,5 млрд руб.) и ледоколы (5 единиц за 143 млрд руб.).
Представители корпорации также готовы до 2035 года передать заказчикам 103 пассажирских судна (общей стоимостью 64,6 млрд руб.), 55 контейнеровозов (95,2 млрд руб.), 42 краболова (72,7 млрд руб.), а также 30 траулеров (81,6 млрд руб.).
При этом несколько дней назад представители ОСК заявили о рекордном количестве переданных заказчикам судов в 2023 году — 25 единиц. Речь идет о судах гражданского назначения, построенных предприятиями в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Выборге, Комсомольск-на-Амуре и других городах. В пресс-службе корпорации заявили, что в 2024 году количество спущенных на воду бортов хотят нарастить до 36 единиц.
Масштабные планы ОСК связаны с программой производства судов военного назначения, которая рассчитана до 2030 года, объясняет профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), доктор экономических наук Елена Ткаченко. По ее словам, после 2030 года в данном секторе ожидается планомерное снижение гособоронзаказа.
«ОСК для поддержания объемов производства заинтересовано в реализации гражданского заказа и планирует его реализовать, опираясь на имеющиеся мощности с учетом снижения доли гособоронзаказа в структуре объемов производства, — отмечает эксперт. — Это взаимная заинтересованность: у нас действительно огромная потребность, она намного превышает заявленные 589 гражданских судов, потому что степень износа, особенно в речном флоте, катастрофическая».
Руководитель отдела аналитики ИАА «ПортНьюс», обозреватель Виталий Чернов обращает внимание, что возросшая потребность в гражданских судах обусловлена переформатированием внешней торговли.
«Необходимы собственные суда, чтобы не зависеть от иностранных поставщиков. В первую очередь нужны крупнотоннажные балкеры, контейнеровозы, суда арктического класса, рыбопромысловый флот. Но также и портофлот, суда смешанного плавания», — заявил аналитик.
Санкционное давление
С точки зрения реализации глобальных планов судостроительной корпорации важным остается вопрос санкционного давления на отрасль, особенно в части дизелестроения, где ОСК может столкнуться с ограничениями. К примеру, в конце 2022 года под экономические ограничения попал концерн «НПО Аврора», который обеспечивал проектирование и изготовление дизельных и других видов энергетических установок. Виталий Чернов подчеркивает, что российское судостроение в части судового комплектующего оборудования (СКО) всегда сильно зависело от импорта.
«От того, сможет ли российская промышленность наладить производство СКО или локализовать его, во многом и зависит способность ОСК (и других судостроительных компаний) удовлетворить имеющуюся потребность. Делать прогноз до 2035 года крайне сложно в связи с непредсказуемостью дальнейшего развития ситуации в мире», — заключил глава отдела аналитики ИАА «ПортНьюс».
РБК Петербург писал, что новое руководство Объединенной судостроительной корпорации, перешедшей под управление ВТБ, планирует сменить гендиректоров двух своих ключевых верфей надводного кораблестроения: петербургской «Северной верфи» и калининградского «Янтаря». Сейчас «Янтарь» возглавляет Илья Самарин, а «Северной верфью» управляет экс-губернатор Архангельской области Игорь Орлов.