Ценовая война на петербургском рынке такси-услуг: классика проигрывает
Рынок такси Петербурга стремительно захватывают диспетчерские системы, которые координируют заказы для водителей-частников с личными автомобилями.
Есть куда падать
На петербургском рынке такси конкурируют две бизнес-модели: классические таксомоторные компании, имеющие собственный автопарк и штат водителей, и диспетчерские службы, которые лишь предоставляют услуги по передаче заказов от пассажиров водителям-частникам. Основной инструмент конкуренции диспетчеров - низкие цены. По схеме диспетчерской службы в Петербурге работает, например, такси «Везет», у которого нет ни штатных водителей, ни собственного автопарка (впрочем, на официальном сайте компании водителям предлагают арендовать машину у партнера службы - ООО «Гараж»). При заказе онлайн цена поездки у перевозчиков, зарегистрированных в этой службе, составляет от 180 рублей.
Еще ниже опустить планку пришлось компании «Таксовичкоф», которая вышла на рынок Петербурга летом прошлого года, а сейчас, по словам гендиректора компании Игоря Рудзия, оценивает свою долю на рынке в 20%. Еще в июле прошлого года, как писал «Коммерсантъ», средняя цена поездки для пассажиров компании составляла 220 рублей. Сейчас, как сообщил РБК Петербург И.Рудзий, она составляет от 150 рублей. При этом И.Рудзий заметил, что, несмотря на рост цен на бензин и увеличение затрат на автопарк, связанное с колебанием валютных курсов, предел по снижению цен на поездки еще не достигнут.
Глава «Таксовичкоф» отказался раскрыть детали взаимоотношения компании с водителями. Но судя по отзывам водителей на портале orabote.net, бизнес-модель «Таксовичкоф» ближе к диспетчерской службе. По их словам, с сотрудниками заключаются не трудовые договоры, а договоры на оказание услуг. Часть водителей работают на своих машинах, часть - на автомобилях компании, но машины из автопарка компании сдаются им в субаренду. Водители на машинах компании оплачивают бензин и 50% от суммы заказа, для частников на собственных машинах этот процент ниже.
«Классика» в хвосте
Классические таксомоторные компании не готовы соревноваться с диспетчерами по цене. «Диспетчерские компании несут, по сути, затраты только на сервер и операторов. Их не касаются проверки, налоги, медицинское тестирование водителей, ДТП, страховки», - отметил в разговоре с корреспондентом РБК Петербург Александр Холодов, директор некоммерческого партнерства «Петербургское такси», в которое входят, например, «Такси 777», «Такси 068», «Такси 6 000 000».
В то же время, по мнению А.Холодова, пассажиры диспетчеров экономят на собственной безопасности, поскольку классические такси лучше контролируют своих водителей. «Требования, которые устанавливают диспетчеры для водителей, минимальны, иначе им не привлечь людей, к тому же у них нет реальных рычагов проверки», - пояснил он. Впрочем, И.Рудий говорит о «постоянном наблюдении за качеством работы» в «Таксовичкоф».
А.Холодов признал, что под давлением диспетчерских служб таксомоторные компании теряют долю на рынке Петербурга. В этой борьбе, по его словам, не пострадали только компании, ориентированные на бизнес-сегмент, для клиентов которых качество намного важнее цены. Однако, по словам эксперта, у фирм, давно работающих на рынке Петербурга, есть свой пул постоянных клиентов, привыкших к определенному качеству услуги.
Экспансия растет
Интересно, что в последнее время бизнес-модель диспетчеров, несмотря на свою эффективность, начала давать сбои. Если в начале своей деятельности новые компании старались подавать машины не позднее чем за 15 минут, то сейчас клиенты сообщают об опозданиях водителей. Возможно, это связано с проблемой роста - с увеличением числа клиентов труднее поддерживать баланс спроса и предложения. «На рынке такси спрос колеблется постоянно и зависит от времени суток, дней недели, даже от погоды. Новым компаниям сложнее реагировать на эти колебания», - отметил А.Холодов.
Возможно, как раз для решения этой проблемы «Таксовичкоф» планирует до конца года довести количество собственных автомобилей до тысячи, а привлеченных водителей с личными машинами - до пяти тысяч. Обстановка на рынке труда этому только способствует - в компании уже ощутили приток людей из разных сфер, потерявших доход в кризис и желающих подработать извозом. «Сотрудники с интересной биографией начали появляться в нашей компании и до кризиса. К примеру, в нашем штате есть бывшие сотрудники МВД и МЧС», - отметил И.Рудий.
В то же время, А.Холодов видит намного большую потенциальную угрозу для действующих участников петербургского рынка со стороны международных конкурентов, таких как Uber. «Компания с капитализацией в 40 млрд долл., развалившая рынок такси Чикаго, имеет возможность демпинговать, работая на первых порах в три раза ниже себестоимости. Если Uber захочет, он захватит рынок», - полагает эксперт.
Отметим, в отдельных регионах не так давно прошли акции водителей такси против диспетчерских онлайн-сервисов. Так, в феврале московские водители отказались принимать заказы от GetTaxi, «Яндекс.Такси» и Uber. По данным председателя общественного движения «Форум такси» Олега Амосова, в забастовке приняло участие порядка 4 тыс. человек. Власти города с этой оценкой не согласились - исходя из сообщения департамента транспорта Москвы, работу прервали всего 15–50 машин такси по всему городу. В марте на митинг против корпорации Uber вышли новосибирские таксисты.
Мария Летюхина