Санкт-Петербург и область, 23 мар 2015, 00:07

дилер Mercedes-Benz: Продали на полгода вперед, но могут появиться отказы

Разговор с Максимом Сушинским, известным хоккеистом и основателем компании «АВАНГАРД» (официальный дилер Mercedes-Benz), о том, какие риски сейчас несут автодилеры премиальных брендов.
Читать в полной версии
Фото: РБК

С начала 2015 года в десятке самых продаваемых автомобильных марок в Петербурге впервые появились сразу два премиальных бренда, что еще полгода назад можно было характеризовать как аномалию. Немецкие марки Mercedes-Benz и BMW вытеснили из первой десятки одних из главных неудачников прошлого года – Ford и Chevrolet.

РБК решил поговорить с Максимом Сушинским, известным хоккеистом и основателем компании «АВАНГАРД» (официальный дилер  Mercedes-Benz), о том,  какие риски сейчас несут автодилеры премиальных брендов, как меняется поведение потребителя и почему бизнесмен не приглашает в свой бизнес инвесторов.

Беседа с М.Сушинским состоялась в рамках совместного проекта РБК и ателье SARTOR.

Максим Сушинский начал свой бизнес  еще в 90-е вместе с Олегом Мироновым, нынешним генеральным директором компании «АВАНГАРД», которая была названа в честь хоккейной команды Сушинского. Первые деньги  стали появляться от продажи машин в регионы — О.Миронов работал с поставками, М.Сушинский искал клиентов в российских городах, куда часто ездил на соревнования. «Не было подходящих средств выйти на рынок с собственной компанией, потому что деньги копились ежегодно с зарплаты, которую я зарабатывал в хоккее», - рассказывает М.Сушинский. Свою автодилерскую компанию  зарегистрировали только в 2002 году. «Мы стояли с ручкой и записывали, сколько автомобилей Mercedes-Benz проехалось по Приморскому проспекту, когда там не было даже развилок. Посчитали, что место выгодное, потом начали проектирование и строительство первого автоцентра», - говорит предприниматель. До недавнего времени именно Олег Миронов занимался управлением компании. В 2013 году Максим Сушинский ушел из профессионального спорта и сосредоточился на развитие своего бизнеса.

Сейчас автодилерская компания вынуждена сокращать объемы продаж. По словам М.Сушинского, они занизили цифры в соглашении с импортером на 20% по сравнению с 2014 годом. И несмотря на то, что дилер распродал склад на полгода вперед, бизнесмен не исключает, что придется столкнуться с отказами по предзаказам из-за изменившейся ставки по автокредиту от производителя.

С какой хоккейной коллизией вы сравнили бы то, что сейчас происходит в автобизнесе?

Вопрос интересный! Может быть, можно сравнить с моментом, когда команда проиграла 10 игр подряд, она пытается что- то поменять… меняет тренера, игроков, а результат остается тот же самый. И никто не знает, что будет дальше.

Максим Сушинский (Авангард)

Какова ваша дальнейшая стратегия в условиях, когда покупатель начинает беднеть, а производитель сокращает программы поддержки...

Расширяться. Мы сейчас строим вторую очередь дилерского центра «АВАНГАРД». Кроме того, на 2017 году мы запланировали открытие нового проекта на Парнасе. Я уверен, что происходящее в политике и экономике страны — временное явление. Когда начнется подъем потребительского спроса, нужно быть готовым.

Какова стоимость проектов? Где вы берете деньги?

Нам хватает собственных средств. У нас есть кредитная линия в Сбербанке, но мы пока не торопимся пускать деньги в оборот.

Вы привлекаете инвесторов в ваши проекты?

Нет. У меня много друзей, которые допустили в свой бизнес инвесторов. Сейчас они пытаются влиять на управление бизнес-процессами. Это порой мешает развитию.

А помогает ли развитию компании то, что вы известный спортсмен?

Банки и партнеры смотрят на то, как построена твоя компания, насколько прозрачна в ней система собственности и управления. Это важно.

Максим Сушинский (АВАНГАРД), Ирина Заварзина (SARTOR), Владимир Вихровский (SARTOR)

В 2006 году вы вступили в «Единую Россию». Зачем вам была нужна партия?

Это было по хоккейной линии. Тогда история «Единой России» только начиналась. К участию привлекали всех знаменитых спортсменов. Это в целом был добровольный шаг, никаких привилегий не было, просто «корочка».

Bы до сих пор член партии?

Наверное, да. После вступления в партию я не привлекался к активной деятельности в ней.

Вы часто сталкиваетесь в своей работе с чиновниками?

Да. Потому что каждый кусочек земли надо отвоевывать. Иногда приходится самому выступать в роли представителя компании, занимающегося согласованием и общением с вышеупомянутыми лицами.

Ирина Заварзина (SARTOR), Максим Сушинский (АВАНГАРД), Владимир Вихровский (SARTOR)

Известно, что в последний год почти половина сделок Mercedes-Benz - это покупатели «бюджетных» моделей немецкой марки. Что происходит с этим клиентом сейчас?

Мы несколько лет боролись за таких клиентов. Это потребители Toyota, Volkswagen, Lexus. В 2013-2014 годах прагматичные клиенты, сравнивавшие автомобили массовых марок с Mercedes-Benz, с удивлением обнаруживали, что дорогая комплектация, например, Opel, всего на 50 000 – 100 000 рублей дешевле, чем Mercedes-Benz. Естественно, в такой ситуации они становились нашими клиентами. Доля таких сделок, действительно, достигала 30% от общего числа проданных автомобилей.

Сейчас мы видим большое количество предварительных контрактов на эти марки, но у нас нет уверенности, что не появятся отказы. Дело в том, что, когда машины контрактовались, были хорошие условия кредитования, Mercedes-Benz предоставлял автокредит под 5,9%. Такого финансирования уже нет. Сейчас производитель предлагает условия - ставка 9,9% годовых с 30%-ым первоначальным взносом.

Следует отметить, что за несколько последних месяцев ООО «Мерседес-Бенц Рус» повысило цену всего на 15-20%, это стало серьезным конкурентным преимуществом.

А квот в этом году стало меньше?

Да, импортер с осторожностью смотрит на продажи 2015 года. Позиция штаб-квартиры Daimler на российском рынке: «Лучше продать меньше, чем допустить затоваривание рынка».

Как Вы считаете, ваш потребитель через полгода останется с тем же энтузиазмом?

Нет, конечно. Но сейчас вообще трудно прогнозировать - надо смотреть, что будет происходить с курсом, с нефтью, с санкциями. Потому что, если сейчас не будет финансирования извне, то стране будет не просто. Но мы придерживаемся оптимистических взглядов на будущее.

Ирина Заварзина (SARTOR), Максим Сушинский (АВАНГАРД)
Pro
«Ставка не опустится ниже 21%»: что будет с ДКП и рынком в 2025 году
Pro
Карьера после 40: как собрать свой экспертный портфель и уйти из найма
Pro
Формула «5 к 1»: как культивировать радость и близость в паре
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Как ошибка в таблице Excel заставила MI5 следить не за теми
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед
Pro
Какие квартиры не подходят для инвестирования и при чем здесь ликвидность
Pro
Поколение «ни-ни». Почему молодые люди массово отказываются работать