Петербургский авторынок пробил дно при падении
В первом квартале 2015 года в Санкт-Петербурге продано всего 28 тыс. 482 новых легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 38% меньше аналогичного периода прошлого года. Об этом говорит исследование агентства «Auto-Dealer-СПб».
В марте динамика падения авторынка продолжила ухудшаться. Автомобильные дилеры продали 10 тыс. 585 машин – это на 45% меньше показателя марта 2014 года. Ранее автомобильный рынок города по итогам одного месяца не падал больше, чем на 40%.
Положительную динамику в I квартале демонстрируют всего девять марок, причем пять из них представляют премиум-сегмент. В топ-10 по итогам трех месяцев только один бренд показывает рост продаж – это Mercedes-Benz (6%). По-прежнему в десятке находится еще один премиальный бренд – BMW.
«Столь сильное падение в марте обусловлено сразу несколькими причинами – наряду с общим негативным состоянием рынка, это также ожидание потребителем старта программы льготного автокредитования и высокая база марта прошлого года, когда было продано почти 20000 автомобилей, - считает гендиректор Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин. Renault и KIA уже традиционно занимают первые две позиции на рынке новых автомобилей в Петербурге. За третье место в течение года развернется борьба между Nissan, Hyundai и Lada. Отечественный бренд завершил март на втором месте по объему продаж, а по итогам трех месяцев вошел в топ-5, потеснив VW».
По его словам, Lada становится одним из тех брендов, которые получают выгоду от ухода с российского рынка GM. «Некоторые дилеры готовы пополнить свой портфель отечественной маркой. На этом фоне действующие дилеры марки стараются улучшить свои результаты и показать их перед руководством АвтоВАЗ. В частности, в марте проходила всероссийская конференция дилеров концерна, а в начале апреля в Петербург приезжал его президент», - отмечает М.Чаплыгин.
Доля Петербурга в общем объеме продаж новых автомобилей в России по итогам I квартала 2015 года составляет 7,4%.
Ранее председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер говорил РБК, что продажи по России в марте были плохими, но ненамного хуже, чем ожидалось: «То, что мы сейчас видим в статистике, — давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло». В январе российский авторынок 2015 года сократился в годовом исчислении на 24,4%, в феврале - на 37,9%, в марте падение ускорилось до 42,5%. Всего в январе-марте 2015 года было продано около 383,7 тыс. автомобилей.
Директор дилерского центра «Mitsubishi РОЛЬФ Восток» Светлана Виноградова считает мартовское падение вполне предсказуемым. «Сказался рост цен, а также снижение квот на российский рынок и дефицит некоторых ликвидных моделей. Апрель станет часом истины и покажет, удастся ли рынку переломить негативный тренд. Рынок с оптимизмом воспринял новость о запуске программ государственного стимулирования отрасли, и это, вероятно, поддержит бренды массового сегмента. Аргументом в пользу покупки новых автомобилей станет и рост цен на запчасти, поскольку с возрастом машина требует более частых и дорогих ремонтов», - отметила Виноградова.
Согласно базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC) в 2015 году продажи новых легковых автомобилей в России сократятся еще на 35% (до 1,52 млн штук), после чего начнется медленное восстановление рынка. В PwC полагают, что в 2016 году продажи подрастут на 6,7%, до 1,6 млн машин (примерно столько же россияне купили в кризисном 2009 году), а на уровень продаж 2014 года рынок вернется только в 2018 году.