Как торговые сети научились обходить алкогольный запрет в Петербурге
Торговые сети с алкоголем в ассортименте научились в Петербурге обходить законодательный запрет на открытие магазинов возле школ и детских садов (ближе 15 м). Торговые точки со спиртным стали появляться непосредственно в одном здании с образовательным учреждением. РБК Петербург известно как минимум о двух адресах такого соседства. В Смольном говорят, что магазины получили лицензии на продажу спиртного законно.
На Думской улице, дом 1-3 заработал магазин «Красное&Белое». Буквально в нескольких шагах от него — вход в музыкальную школу им. Римского-Корсакова. «Раньше в этом помещении работал бар — "Барслона", и мы думали, раз он съехал, откроется какой-то магазин или кафе, где могли бы обедать наши преподаватели, — говорит сотрудник музыкальной школы. — И мы очень удивились, что открылся алкогольный магазин. Там рядом часто собираются маргинальные элементы. Все это доставляет неудобства — у нас проходят концерты».
Еще одна точка «Красного&Белого» работает в подвальном помещении в Аптекарском переулке, дом 4, у Марсова поля. В этом же здании расположен детский сад № 22 — прямо над магазином.
«Могут быть нюансы»
Лицензии на торговлю алкоголем выдает специальный отдел Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ). Без лицензии магазины работать не могут.
«Значение расстояний до границ прилегающих территорий к защищаемым объектам и порядок их расчета определяются муниципалами, — пояснили РБК Петербург в КППИТ. — В Петербурге значения расстояний для определения границ прилегающих территорий колеблются от 15 м (для общепита в единичных случаях от 0 м) до 200 м. При выдаче лицензий специалистами отдела осуществляется оценка соответствия объектов лицензирования лицензионным требованиям и обязательным требованиям. По каждому объекту потребительского рынка могут быть нюансы».
Право определять расстояния от держателей алкогольной лицензии до образовательного или медицинского учреждения определено законом Петербурга от 31 мая 2006 года № 287-41 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдано муниципалитетам. Какой-то сводной таблицы, где были бы обозначены все расстояния в муниципальных округах, не существует. Ретейлеры говорят, что в каждом случае запроса алкогольной лицензии приходится уточнять это минимальное расстояние в КППИТ.
От одной оси до другой
Зампредседателя КППИТ Ольга Горышина поясняет, что постановлением администрации муниципального округа «Дворцовый» от 9 августа 2018 года определено значение расстояния от защищаемых объектов, составляющее 15 метров. Это касается адреса Думская ул., 1-3, где расположена музыкальная школа. Постановлением администрации муниципального округа № 78 (именно там «К&Б» находится под детским садом) от 10 августа 2015 года также определено 15-метровое минимальное расстояние от защищаемых объектов. Вопрос упирается в то, как именно считать расстояние.
«Расчет расстояния производится путем измерения в метрах кратчайшего расстояния по пешеходной доступности от оси входа (выхода) для посетителей в здание, в котором расположен защищаемый объект, до оси входа (выхода) в здание, в котором расположен стационарный торговый объект», — подчеркивают в КППИТ.
В Петербурге, по данным 2ГИС, примерно 1200 магазинов «Красное&Белое». Сеть позиционирует себя не как алкомаркет, а как «продуктовые магазины». Там действительно продают хлеб, конфеты, мороженое, овощи, но все-таки основная часть ассортимента — алкоголь. РБК Петербург отправил запрос руководству сети «К&Б» с просьбой прокомментировать появление магазинов в очень близком соседстве с образовательными учреждениями.
Также в Петербурге широко представлены сети алкомаркетов «Ароматный мир» (367 точек), «Градусы» (270), «Винлаб» (более 200), «Норман» (143) и «Напитки мира» (43).
Перекосы регулирования
На конференции в Петербурге 22 мая, посвященной Дню российского предпринимательства, также поднималась тема алкогольных лицензий и соседства магазинов с образовательными и медицинскими учреждениями.
Максим Жуков, основатель бренда ReCa (рестораны Manneken Pis, Kazan Mangal, BBQ beer restaurant и др., всего 21 ресторан), высказался за изменение действующего правила в Петербурге и рассказал о «перекосах регулирования» в розничных продажах алкоголя.
«Простой пример. Один из наших проектов работает 10 лет, рядом открывается магазин оптики, и мы свою лицензию теперь можем продлить один раз, например, на год. И ресторан не может открыться, если рядом находится салон оптики или салон красоты (с медицинской лицензией — РБК)», — подчеркнул Жуков. — Стоматология может открыться рядом с рестораном, а ресторан рядом с ней — нет. Это следовало бы устранить».
Как ранее сообщал РБК Петербург, Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении законопроект, запрещающий в городе продажу крепкого алкоголя и слабоалкогольных напитков в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных жилых домах, за исключением ресторанов.
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram