"Газпром нефть" поставит топливо для "Трансаэро"
ОАО "Газпром нефть" в соответствии с заключенным 23 июля соглашением будет поставлять авиационное топливо для лайнеров авиакомпании "Трансаэро". Как заявила журналистам после церемонии подписания соглашения в Санкт-Петербурге генеральный директор авиаперевозчика Ольга Плешакова, стороны намерены ежеквартально фиксировать цены на топливо.
Губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко выразила надежду, что заключенный договор приведет к снижению цен на авиабилеты. По словам градоначальницы, для Петербурга сотрудничество двух компаний будет иметь не только экономическое, но и социальное значение. "Сегодня в России мы имеем крайне несовершенный, монополизированный рынок авиаперевозок. Принципы ценообразования очень непрозрачны. За 2007г. цена на авиакеросин выросла на 70%", - констатировала В.Матвиенко.
Генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков, в свою очередь, отметил, что подобные контракты позволят как минимум избежать скачков цен на топливо, которые сейчас в большей степени возникают из-за присутствия третьей стороны при покупке авиакеросина. Именно наличие посредников, контролирующих топливно-заправочные комплексы в аэропортах, по мнению главы компании, зачастую приводят к резким всплескам цен на нефтепродукты, используемые в авиации.
"Уход посредников с этого рынка — вопрос времени", - предположил А.Дюков. Он подчеркнул, что никакого сговора нефтяных компаний на рынке авиакеросина нет. "Никто из руководителей вместе не собирался, чтобы договориться об искусственном повышении цен на авиатопливо", - заверил он. По словам А.Дюкова, в основном, рост цен в данном секторе вызван увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов во всем мире и ростом цен на авиатопливо в Европе.
Напомним, 11 июля на совещании по развитию нефтегазового комплекса РФ премьер-министр Владимир Путин призвал Федеральную антимонопольную службу (ФАС) к активным действиям по пресечению деятельности монополистов на топливных рынках, в том числе на рынке авиатоплива. Глава правительства РФ потребовал от ведомства "проснуться и активно, эффективно выполнять свои функции", пригрозив в противном случае "кадровыми решениями".
Реакция последовала в кратчайшие сроки — сначала ФАС заявила об ужесточении контроля за рынком авиатоплива, а 15 июля реализовала свою угрозу, возбудив дела в отношении пяти крупнейших нефтяных игроков — "Газпром нефти", ТНК-ВР, НК "Роснефть", "Сургутнефтегаза" и НК "ЛУКОЙЛ". Антимонопольная служба усмотрела в их действиях факт злоупотребления доминирующим положением на рынке в части установления монопольно высоких цен на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива в РФ. В ответ компании заявили, что работают в рыночных условиях, соблюдают закон и их сговор сомнителен.
Тем временем, как стало известно 23 июля, "Газпром нефть" ведет переговоры о покупке компаний-посредников в сфере снабжения авиакомпаний топливом. А.Дюков напомнил, что компания уже приобрела долю в топливно-заправочном комплексе в петербургском аэропорту Пулково, и не исключил, что "Газпром нефть" сделает еще ряд таких приобретений. Правда, топ-менеджер компании не уточнил, в каких конкретно предприятиях заинтересована "Газпром нефть". "Мы ведем переговоры по многим аэропортам", - сказал он.
ОАО "Газпром нефть" (ранее "Сибнефть") является дочерним нефтедобывающим предприятием ОАО "Газпром", которому принадлежит 75% компании. Еще 20% владеет ENI — она купила это пакет в консорциуме с Enel "Северная энергия" на аукционе по распродаже активов НК "ЮКОС". Отметим, что у "Газпрома" есть опцион на выкуп этой доли до апреля 2009г. В 2008г. "Газпром нефть" ожидает собственную добычу (не включая "добычу "Славнефти") на уровне прошлого года — 32,7 млн т, консолидированная добыча при этом вырастет с 42 млн т в 2007г. до 48-48,5 млн т в 2008г. К 2020г. в рамках реализации стратегии развития нефтяного бизнеса стоимостью 70 млрд долл. планируется довести объем добычи нефти до 100 млн т.
"Трансаэро" — первая частная авиакомпания в России, основана 5 ноября 1991г. За первое полугодие 2008г. компания перевезла 2 млн 065 тыс. 550 пассажиров — на 56% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Парк "Трансаэро" состоит из 37 самолетов: одного Ту-214, десяти Boeing-747, одиннадцати Boeing-767 и пятнадцати Boeing-737. Маршрутная сеть компании охватывает 85 направлений. Чистая прибыль ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2007г. составила 102 млн 189 тыс. руб. Выручка за год достигла 20 млрд 506 млн 963 тыс. руб.