Санкт-Петербург и область, 23 июл 2020, 09:48

Итоги морских перевозок на Балтике удивили экспертов

Объем морских перевозок на Балтике упал, но при этом приятно удивил экспертов неожиданно небольшой, по их мнению, величиной сокращения грузооборота
Читать в полной версии

За шесть месяцев нынешнего года грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 1,7%, сообщает ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Объём перевалки сухих грузов уменьшился на 2,4% (составил 54,1 млн т), наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и др.) — на 1,1% (составил 73,9 млн т). При этом до мая грузооборот устойчиво увеличивался и по итогам первых четырех месяцев превысил соответствующий показатель 2019 года на 3%. Но в мае начался резкий спад, который в июне достиг величины в 14%.

Больше всех пострадал порт Калининграда — его грузооборот сократился на 6,9%, меньше всех — Большой порт Санкт-Петербург (0,7%). Остальные порты (всего их 6) упали на 1 — 2%.

Впрочем, эксперты ожидали худшего. «В последние месяцы сокращение грузопотоков в портах произошло, но я, как и многие эксперты, ожидал более существенного проседания», — говорит председатель совета директоров информационно-аналитической компании «ДОРН» Андрей Карпов.

ОПЕК+ уронил Балтику

Такое падение грузооборота портов Балтийского бассейна руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов объясняет их спецификой. «Именно на Балтике находятся два основных нефтяных порта (Усть-Луга и Приморск — ред.), а Россия сократила экспорт нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+», — говорит эксперт.

В июне нефтегазовый комплекс по-прежнему вносил отрицательный вклад в динамику грузоперевозок, как, впрочем, и ВВП, констатирует Минэкономразвития в своем июньском обзоре «Картина деловой активности». Из-за снижения добычи нефти ситуация с общим грузооборотом транспорта была сопоставима с маем (-9,5% в июне в годовом выражении и -9,3% в мае).

Китайцы уронили контейнерооборот

Из всех видов сухих грузов наибольший спад наблюдался в контейнерах — на 9,3%; причем импорт и экспорт, имеющие примерно одинаковые доли в общем контейнерообороте, упали тоже примерно одинаково: импорт — на 9,6%, экспорт — на 9,0%. «Но уберите из статистики Калининград и увидите, что спад в Балтийском бассейне минимальный», — отмечает Алексей Безбородов. Действительно, оборот контейнеров в Калиниградском порту сократился на рекордные 27,9%. Впрочем, его доля в общем контейнерообороте портов Балтийского бассейна невелика (около 10%), а главный контейнерный порт, Большой порт Санкт-Петербург (его доля почти 88%), сократил перевалку контейнеров на 6,7%.

По общему мнению экспертов, опрошенных РБК Петербург, падение контейнерооборота произошло за счет «волны китайских недоотгрузок середины весны», как выразился Алексей Безбородов. Андрей Карпов поясняет: «Китай — один из крупнейших мировых поставщиков комплектующих для разных производств, а также потребительских товаров, которые, как и комплектующие, перевозятся в контейнерах. Из-за пандемии COVID-19 он закрыл в феврале многие производства. Грузооборот в балтийских портах до апреля продолжал расти (поскольку отправленные до остановки китайской экономики товары находились «в пути»), а потом стал падать из-за паузы в отгрузках китайских товаров в связи с остановкой экономики».

Андрей Карпов считает Китай «виновником» спада экспорта и других товаров: «Эта крупнейшая экономика мира потребляет много импортного сырья, в том числе и российского. Так что остановка экономики повлияла и на такие грузы». Возобновившая в марте свою работу китайская экономика даст российским портам Балтийского бассейна рост грузооборота в ближайшее время, полагает эксперт.

Другие тоже повлияли

Эксперты отмечают влияние на наши порты и других стран. В частности, Андрей Карпов считает, что положительный эффект для наших портов от возобновления роста китайской экономики будет отчасти нивелирован падением товаропотоков от других стран, в которых экономика затормозилась позже, чем в Китае. Разные сроки введения ограничительных мер в разных странах определяют и различие в динамике грузооборота разных портов, ориентированных на экспорт товаров в эти страны или на импорт из них. Существенно повлияло на общее сокращение грузооборота балтийских портов и снижение экспорта угля, считает Алексей Безбородов.

Падение импорта потребительских товаров в балтийских портах Андрей Карпов объясняет санкциями и сокращением потребительского спроса из-за падения доходов населения России.

Порты России не упали

В то же время падение мировой конъюнктуры и начавшийся спад российской экономики пока не уронили общий объем грузооборота российских портов за шесть месяцев 2020 года, а только остановили рост. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот увеличился на 0,1% к аналогичному периоду прошлого года. Эксперты называют этот рост символическим, на уровне погрешности измерений. Но все же это не падение, согласны они.

И это произошло не за счет низкой базы — в 2019 году грузооборот вырос к 2018 году (полугодие к полугодию) на 2,8%. Сейчас роста практически нет — негативные факторы должны были сработать. Они и сработали, но им удалось пока лишь прекратить рост. Обычно замерзающим портам, таким как Санкт-Петербургский, и перевозкам по Северному морскому пути наверняка помогла невиданно теплая зима.

При этом ситуация в разных портах существенно разная. Общая стабильность достигнута главным образом за счет вполне приличного роста в портах двух из трех крупнейших бассейнов — Азово-Черноморского (+2,9%) и Дальневосточного (+3,0%). И только порты третьего, самого крупного по грузообороту, Балтийского бассейна показали заметное падение.

Балтийские порты обладают самой большой «инерционностью» (из-за продолжения действия соглашения ОПЕК+ и удаленности от Китая). «А во всех остальных портах РФ после коротких спадов уже возобновился рост», — отмечает Алексей Безбородов.

В августе эксперты ожидают возобновление роста и в портах Балтии. «Начиная с августа ожидается улучшение показателей добывающего комплекса с учетом принятого 15 июля странами — участницами соглашения ОПЕК+ решения об уменьшении масштаба сокращения добычи нефти, а также оживления экономической активности в странах — импортерах российских сырьевых товаров», — считают эксперты Минэкономразвития. Кроме того, до балтийских портов «докатится волна» возобновившегося в апреле роста китайской экономики.

Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
Пять схем, которые налоговая сейчас ищет в сделках
Pro
Как новый тип батарей из Китая может начать революцию в мире смартфонов
Pro
Как ФНС находит скрытую выручку: шесть провальных для бизнеса схем
Pro
Признаки токсичного лидера: каких стратегий поведения стоит избегать
Pro
Как наводнение в Бразилии повлияло на цены на кофе, сою и рис
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
Как не нужно хвалить ребенка — выводы японского ученого