Санкт-Петербург и область, 23 июл 2023, 09:00

«Ловить машину рукой»: поможет ли пассажирам новый закон о такси

Эксперты объяснили, почему реформа может вызвать рост тарифов и при чем тут цвет автомобилей.
Читать в полной версии
Фото: Медведев Денис/PhotoXPress.ru

Закон о такси, существенно меняющий правила перевозок в России, вступит в силу в сыром виде — такое мнение высказал на пресс-конференции представитель по Петербургу и Ленинградской области российского Общественного Совета по развитию такси Андрей Белов. Реформа начнет действовать с 1 сентября; в ходе пресс-конференции, прошедшей в Петербурге на этой неделе, представители власти и общественных организаций напомнили жителям о ее важных деталях и спрогнозировали последствия.

Новый закон ужесточает требования к перевозчикам — для легальной работы водитель должен числиться в реестре (их создается несколько), а также привести вид машины к принятому стандарту: белому кузову с желтой полосой. Кроме того, реформа предполагает введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) для такси. «Закон в 4 раза повышает финансовую защищенность пассажиров такси», — отметил в связи с этим президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Анатолий Кузнецов.

Андрей Белов, соглашаясь с тем, что закон направлен на безопасность пассажиров, считает тем не менее, что он не доработан и может вызвать резкий отток легально работающих водителей такси из отрасли. С этим прогнозом согласны и многие игроки рынка. РБК Петербург попросил экспертов объяснить, как именно реформа скажется на водителях и пассажирах.


Андрей Белов, представитель по Петербургу и Ленинградской области российского Общественного Совета по развитию такси:

«Мы порядка 10 лет ждали закон о такси. Да, хорошо, что закон появился хоть в каком-то виде, но то, что появилось, нас абсолютно не радует. Он направлен на безопасность пассажиров, упорядоченность работы компаний-перевозчиков и т.д. Но нет главного — в этом законе никто не подумал о таксистах.

В Ленобласти порядка 70% водителей работают без полиса ОСАГО для такси по простым причинам. Полис ОСАГО для водителей стоит 6-8 тыс. руб., стоимость полиса ОСАГО-такси составляет 60-80 тыс. руб. Для людей в Ленобласти это неподъемная цифра. И дополнительно к этому закон вводит ОСГОП. Как водитель должен оплатить полис, если на сегодняшний день он не может оплатить обычное ОСАГО? Когда закон рассматривался, нам в Москве обещали, что будут пересмотрены тарифы на ОСАГО в сторону уменьшения. К сожалению, этого не произошло.

«Полис ОСАГО для водителей стоит 6-8 тыс. руб., стоимость полиса ОСАГО-такси составляет 60-80 тыс. руб.»

Сейчас представители ГИБДД дают статистику, что рост ДТП с такси увеличивается, почему это происходит? По той причине, что в последние годы компании вели политику, направленную на легализацию таксомоторного бизнеса — уговаривали людей открыть ИП, оформить самозанятость и получить разрешение. Мы прогнозируем, что после 1 сентября произойдет отток легальных водителей такси. Люди будут сдавать разрешения и уходить в тень, потому что никто не будет перекрашивать машины в белый цвет. Посмотрим правде в глаза — на сегодняшний день порядка 80-90% водителей такси — самозанятые, которые работают либо на своем автомобиле, либо на арендованном. Человек днем работает на заводе, вечером выходит немного заработать в такси — он не будет перекрашивать машину. Чтобы перекрасить машину или обклеить ее пленкой, нужно потратить порядка 50 тыс руб., внести изменения в документы. Никто не будет этим заниматься и водители начнут работать в черную.

В результате реформа вызовет отток и нехватку водителей и, как следствие, повышение тарифов на услуги такси. Мы прогнозируем, что тарифы после 1 сентября вырастут минимум в 1,5 раза».


Максим Шушарин, директор сервиса заказа такси «Максим» (работает в более 500 населенных пунктах России):

«До начала действия нового закона о такси осталось чуть больше месяца, а у нас нет сведений о состоянии реестровых информационных систем, с которыми нужно сверяться для передачи заказов перевозчикам. При этом закон содержит норму о блокировке сайтов и мобильных приложений служб заказа такси за передачу заказа лицу без разрешения на деятельность такси — такая информация отнесена к разряду запрещенной к распространению. Возможно, 1 сентября десятки тысяч жителей Санкт-Петербурга, как и пользователи такси в других городах, не смогут привычным образом уехать на работу или отвезти детей.

«Возможно, 1 сентября десятки тысяч жителей Санкт-Петербурга, как и пользователи такси в других городах, не смогут привычным образом уехать на работу или отвезти детей».

Единственный позитивный момент нового закона — это допуск самозанятых водителей без регистрации ИП к легальному оказанию услуг легкового такси. В этой сфере трудовые отношения давно себя изжили. Неважно, работают водители на арендованных у таксопарков или личных автомобилях, все они фактически самозанятые.

Однако признание самозанятых в отрасли нивелируется целым рядом положений закона. Физлицам предъявлены избыточные и заведомо неисполнимые обязательные требования, которые не позволят легализоваться и работать без нарушений. Например, мониторинг пунктов предрейсового медосмотра и техосмотра в России показал, что их количества и пропускной способности даже в областных центрах не хватит для самозанятых. Не решена и проблема дороговизны и недоступности ОСАГО для автомобилей такси.

Водители понимают принципиальную невозможность легальной работы, и поток желающих стать плательщиками налога на профессиональный доход сокращается. Многие отменяют регистрацию самозанятости.

Службы заказа такси будут подлежать блокировке с начала действия закона, поскольку в стране не окажется достаточного минимума легальных перевозчиков, которым можно передавать заказы. Если 1 сентября начнется контроль соблюдения нового закона, отрасль остановится.

В этой ситуации некоторые субъекты РФ решают установить единый цвет такси. Инициатива ведет только к дополнительным необоснованным расходам перевозчиков, создает административный барьер для входа на рынок и легализации. Она не имеет практического смысла — на безопасность поездок цвет не повлияет. Никогда еще в полицейских протоколах причиной ДТП не указывался цвет автомобиля.

«Никогда еще в полицейских протоколах причиной ДТП не указывался цвет автомобиля».

Право субъектов РФ устанавливать единый цвет такси действует с 2011 года. За 12 лет им воспользовалось чуть больше 20 регионов. Результат везде, за исключением Москвы, одинаковый — перевозчики массово аннулировали свои разрешения и уходили в тень. Ряд регионов после этого отменил требование к цвету.

До 99% водителей такси в стране работает на личных автомобилях. У них доход в пределах среднего по региону, многие в такси подрабатывают. Самозанятые не видят смысла и не имеют лишней сотни тысяч рублей менять цвет автомобиля, который используется и для работы, и в личных целях.

Новый закон негативно повлияет на рынок такси. Он отстает от уровня цифровизации отрасли, ставит под угрозу существование технологической инфраструктуры рынка. Обязательные требования в законе не соотносятся с экономикой самозанятых. Легальная деятельность такси будет невыгодной. Рост цен создаст огромный теневой сектор рынка со всеми вытекающими последствиями».


Дмитрий Коваленко, управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф»:

«На данный момент проводятся регулярные совещания по новому законопроекту. Скорее всего, новая система запустится в усеченном режиме, так как невозможно запустить ее в полном объеме в короткие сроки.

Рынок столкнется с оттоком водителей и, скорее всего, повышением цен на перевозки. Некоторые эксперты говорят об увеличении цен на 30% и выше. Дело в том, что сейчас в такси много самозанятых водителей на собственных автомобилях. Такие водители просто не смогут соблюдать новые требования в полной мере и будут вынуждены уйти из сферы пассажирских перевозок.

Если водитель получит лицензию до 1 сентября, то менять цвет автомобиля не нужно. То есть, затрат на полную оклейку авто не будет. Но появляется проблема с оформлением полиса ОСАГО для такси. Сейчас страховые компании препятствуют легкому и законному оформлению специального страхового полиса. Расходы водителей, которым удается его получить, составляют от 50 до 100 тыс. руб., в зависимости от марки и модели авто, прописки водителя.

«Мы боимся, что рынок вернется в те времена, когда люди ловили такси от бордюра рукой».

По поводу увеличения количества нелегальных водителей — а этот вопрос представители нашего сервиса регулярно поднимают на рабочих встречах — оно, несомненно, увеличится. Возрастет преступность. Также, возможно, возрастет стоимость поездок, так как агрегаторы такси не смогут и не будут передавать заказы нелегальным таксистам. Мы боимся, что рынок вернется в те времена, когда люди ловили такси от бордюра рукой».

Справка:

Госдума приняла федеральный закон № 580 («Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России, о внесении изменений в отдельные законодательные акты России и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов России») на заседании в декабре прошлого года.

В частности, закон утверждает создание трех реестров — для перевозчиков, автомобилей и служб заказа (агрегаторов). Предполагается, что для хранения и сбора данных о водителях создадут федеральную государственную информационную систему легковых такси. Обязательным условием для получения разрешения на работу в такси станет трудовой договор с перевозчиком или наличие у водителя статуса ИП (или самозанятого). Агрегаторы также не смогут передавать заказы водителям, не включенным в реестры. Кроме того, водить такси не смогут граждане с непогашенной судимостью или тремя и более неоплаченными административными штрафами.

Отдельные требования также появились к транспортным средствам. В частности, кузов автомобиля такси должен быть белым с желтой светоотражающей полосой, экологический класс — не ниже Euro-3. Соответствующие изменения в закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом…» парламентарии Петербурга и Ленобласти приняли 28 июня. Таким образом, основные положения региональных законов о такси приведены в соответствие с

Все перечисленные требования распространяются на перевозчиков, оформивших разрешения после 1 сентября. Для уже работающих водителей данные правила вступят в силу при оформлении разрешения на новый срок.

Кроме того, в рамках реформы Госдума приняла закон о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) легковыми такси. Так, с 1 сентября 2024 г. ИП или юрлицо должно будет иметь страховку на каждое транспортное средство, на которое получено разрешение на перевозку в качестве такси. Согласно норме ОСГОП, пассажир сможет получить компенсацию на сумму от 2 млн руб. в случае причинения вреда здоровью во время поездки. Сейчас пассажиры такси защищены только законом об ОСАГО, согласно которому максимальная компенсация за причинение вреда здоровью во время ДТП составляет 500 тыс. руб.

Подготовила Дарья Волкова


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Повтор публикации от 20.07.2023

Pro
Как устроены и чем опасны уязвимости современных ИИ-моделей
Pro
Апгрейд человечества: на что способна генная терапия
Pro
«Критическая точка». Почему Европе угрожает долговой кризис
Pro
Как высокая ставка ЦБ отразится на дивидендах российских компаний
Pro
Как в России обслуживают офисные компьютеры после ухода западных вендоров
Pro
Цифровая трансформация: 6 вопросов для выбора подходящей бизнес-модели
Pro
К черту амбиции: почему зумеры отказываются от повышений — Fast Company
Pro
Пассивный доход и НДФЛ 0%. Станут ли личные фонды панацеей для россиян