Санкт-Петербург и область, 23 авг, 17:37

В Петербурге ожидают существенного роста цен на новые автомобили

Читать в полной версии
Фото: Артеменков Александр / PhotoXPress.ru

Осенью текущего года, начиная с октября, в автосалонах Санкт-Петербурга значительно вырастут цены на новые автомобили, ожидают эксперты и участники рынка. В среднем рост составит 15-20%, рассказали РБК Петербург представители автомобильной розницы. Причина заключается в повышении ставки утилизационного сбора — налога, который производители и импортеры платят за ввозимые в РФ нелокализованные автомобили. Законопроект повышения ставки пока находится на рассмотрении правительства, однако у экспертов нет сомнений, что его одобрят. В этом случае новые правила вступят в силу с 1 октября.

Рост ставки

Утилизационный сбор платится не только за нелокализованные авто, которые ввозят в Россию. Отечественные производители платят тот же налог, но для них предусмотрена компенсация из бюджета в зависимости от степени локализации. Сбор рассчитывается исходя из коэффициента, привязанного к объему двигателя транспортного средства (ТС), его возрасту или мощности, а также исходя из базовой ставки.

Проект постановления предполагает двуступенчатое повышение ставки утильсбора: 1 октября этого года и 1 января 2025 года с дальнейшей индексацией ежегодно 1 января. К примеру, для автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л. утильсбор вырастет в октябре с 300 тыс. руб. до 556 тыс. руб. К 2030 году налог для таких авто составит уже 1,1 млн руб.

При объеме двигателя от 2 до 3 л. ставка поднимется с 844 тыс. руб. до 1,5 млн руб. в октябре и 3,2 млн руб. в 2030 году. Для машин с объемом мотора от 3 до 3,5 л. налог вырастет с нынешних 970 тыс. руб. до 1,7 млн руб. и 3,7 млн руб. через пять лет. Наиболее заметный рост ожидается в сегменте авто с объемом двигателя от 3,5 л.: с октября утильсбор для таких машин вырастет с 1,2 млн руб. до 2,2 млн руб., а в 2030 году он составит почти 5 млн руб.

«Болезненный момент для потребителя»

Уровень роста цен в автосалонах осенью зависит от нескольких факторов: величины повышения утильсбора, наценки автопроизводителя, спроса на автомобили и степени конкуренции. В среднем цены на машины вырастут на 15-20%, полагает коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» (участника автомобильно-промышленного кластера «Водители России») Михаил Коптев.

«Цены могут вырасти уже к концу 2024 года, если постановление вступит в силу с 1 октября. Среди ожидаемых последствий могу выделить удорожание импортных машин, рост спроса на подержанные авто, стимулирование локализации, переход потребителей на альтернативные виды транспорта. Кроме этого, снижение спроса на импорт благоприятно скажется на продажах российских автомобилей», — отметил собеседник РБК Петербург.

Другой точки зрения придерживается член Общественной палаты РФ, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. «Если автомобили и вырастут в цене, то незначительно, в пределах инфляции», — заявил он.

Удорожание автомобилей произойдет на величину повышения ставки утильсбора, уверен председатель автоклуба «А24» Денис Шубин. В случае принятия соответствующего постановления, после 1 октября возможно «замораживание рынка» на срок от двух недель до двух месяцев, пока рынок не придет в себя, считает эксперт.

При этом рост цен на авто осенью не будет резким: ощутимое удорожание стоит ожидать только в следующем году. Стоянки дистрибьюторов и дилеров будут заполнены закупленными ранее автомобилями. К тому же при росте ставки утильсбора дилеры попытаются закупить как можно больше машин перед 1 октября, что обеспечит автосалоны товаром по старым ценам еще на некоторый срок.

«После 1 октября возможно «замораживание рынка» на срок от двух недель до двух месяцев, пока рынок не придет в себя»

«Повышение цен, с большой степенью вероятности, будет плавное, — считает генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор KYC Auto) Нонна Шалина. — Поток импорта машин в октябре, ноябре и далее все равно продолжится, так что дистрибьюторы будут вынуждены повышать цены, но не резко. Никто на 350 тыс. рублей сразу не поднимет цену на машину. Но все равно это достаточно болезненный момент для потребителя».

«Сразу на 350 тыс. рублей никто не поднимет цену на машину, но все равно это болезненный момент для потребителя»

Запчасти и новые производства

Острее всего повышение ставки утильсбора отразится на автомобилях китайских брендов, которые в Петербурге и Ленобласти покупают активнее всего. По итогам первых пяти месяцев 2024 года лидерами продаж, помимо отечественных машин Lada, стали сразу пять брендов из Китая: Haval, Geely, Chery, Changan и Exeed.

В этих обстоятельствах смысл повышения ставки утильсбора заключается в том, чтобы стимулировать производителей автомобилей к локализации сборки на российских заводах, добавляет Нонна Шалина. «Чтобы как можно больше брендов и моделей авто размещали сборочные цеха в России. Теоретически, это правильно, практически — как это будет реализовано, никто не знает. Если китайские производители увидят существенную разницу между себестоимостью сборки на российских заводах и «завозом», то это станет для них толчком. Китайцы, как и все, кто завозят продукцию в РФ, опасаются вторичных санкций», — объяснила она.

Мощности для создания новых автомобильных производств в петербургской агломерации есть, подтвердила генеральный директор автоцентра «Истком». Однако владельцы китайских авто до сих пор не могут справиться с проблемами ремонта и долгого срока ожидания автозапчастей, о которых заявлялось еще весной этого года. После повышение ставки утильсбора недешевые автозапчасти станут еще дороже.

«Увеличение утильсбора, скорее всего, не окажет прямого влияния на стоимость автозапчастей, — отмечает Михаил Коптев. — Однако инфляция, спровоцированная повышением утильсбора, может привести к росту цен на запчасти в будущем. Где-то на 10-15%. В долгосрочной перспективе рост утильсбора может стимулировать локализацию производства запчастей, что в итоге снизит их стоимость».

Налог на возможность купить машину

Несмотря на то, что статистически продажи автомобилей в Петербурге и области растут на протяжении последних месяцев, «волны» покупательской активности обусловлены эффектом низкой базы 2023 года и другими ситуативными причинами, отмечают эксперты. Так, весной 2024 года люди массово скупали машины на волне ажиотажа, вызванного предстоящим введением новых таможенных пошлин.

К октябрю возможно очередное повышение спроса на китайские авто, тогда как продажи машин европейских марок продолжат падать. Хотя уже сейчас и кредитные возможности покупателей, и цены на автомобили находятся на предельном для рынка уровне, полагает Денис Шубин.

«Уже сейчас и кредитные возможности покупателей, и цены на автомобили находятся на предельном для рынка уровне»

«При дальнейших разного рода действиях, ведущих к удорожанию автомобилей, будет серьезная стагнация рынка. Сколько она продлится — непонятно. У покупательской способности есть предел. Получается, повышенная ставка утильсбора — налог на возможность купить автомобиль в нашей стране стоимостью практически в половину цены автомобиля», — заключает эксперт. «Надеюсь, что до ожидаемых цифр дело все же не дойдет», — добавил Денис Шубин, имея в виду величину ставки утильсбора, пока не утвержденную правительством.

Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом