Новый аналог ChatGPT: чем он примечателен и что его ждёт
Петербургская IT-компания Just AI создала большую языковую модель JustGPT и открыла ранний доступ к инструменту генеративного искусственного интеллекта (ИИ) для бизнеса — Jay CoPilot. Объем инвестиций в инфраструктуру, разработку и R&D составил около 90 млн руб., сообщили в пресс-службе компании. Эксперты отмечают актуальность разработки, но предрекать ей большой успех пока не торопятся — все будет зависеть от интеграции ИИ в привычные для человека процессы и моды на новую технологию.
Речь, аудио, текст и изображения
Как утверждают разработчики, Jay CoPilot позволяет автоматизировать популярные задачи для представителей бизнеса. В частности, система может создавать протоколы встреч, анализировать массивы информации, расшифровывать аудиозаписи, озвучивать тексты, создавать изображения, генерировать тексты и выполнять рерайт. ИИ также умеет работать с различными форматами документов — боту можно отправить ссылку на сайт или файл (txt, docx, pdf, аудиофайлы), чтобы перевести текст на другой язык, получить краткое изложение содержания или воспользоваться другими функциями.
В пресс-службе подчеркивают, что JustGPT работает с разными модальностями — речь, аудио, текст, изображения и умеет искать информацию в сети. Кроме того, у Jay CoPilot есть API для интеграции непосредственно с информационными системами компаний и рабочими местами сотрудников.
Точные цены на услуги еще не установлены. Но, как пояснили РБК Петербург в пресс-службе компании, пробный период предусмотрен — после регистрации на счету пользователя будет находиться определенное количество токенов. Когда пользователь их израсходует, он сможет пополнить баланс, купив подписку или токены.
Успех разработки
По мнению декана факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Андрея Анфиногенова, продукты, связанные с искусственным интеллектом, сейчас пользуются высоким спросом. Однако долгосрочность успеха, по словам эксперта, зависит от того, насколько плавно компания будет интегрировать ИИ в привычные для человека процессы.
«В качестве примера можно привести «Алису» — технология виртуального помощника стала привычной для пользователя, соответственно, компания может внедрять ИИ дальше. При этом важно отметить, что продвижение ИИ часто доступно только большим компаниям — они могут вкладываться в этот инструмент, потому что у них есть массивы данных, с которыми работает ИИ», — считает эксперт.
Как отмечает президент НП «Руссофт» Валентин Макаров, на первом этапе такие продукты будут иметь успех, поскольку открывают рынок B2C (англ. business-to-consumer, бизнес для потребителя). Однако через несколько лет, по мнению эксперта, очарование первой волны еще несовершенных продуктов ИИ пройдет, и на место их создателей придут серьезные корпорации, которые принесут гораздо более крупные и совершенные В2С, В2В (business to business, бизнес для бизнеса) и В2G (business-to-government, бизнес для власти) продукты.
«Каждый раз в начале нового технологического уклада возникает ажиотажный спрос на новые технологии. Инвесторы сейчас вкладывают в них огромные средства, поэтому в дальнейшем количество таких продуктов увеличится. Они будут модными и популярными, но со временем окажется, что их эффективность не слишком высока. Вдобавок их запретят использовать там, где нужно проявить собственные знания и умения. Соответственно, мода на них спадет, а часть инвесторов станет банкротами, что тоже снизит к ним интерес», — заключает Макаров. Согласно его данным, переход от моды на технологию до разочарования в ней может занимать от 3 до 7 лет. Однако, в будущем, по словам Макарова, крупные компании продолжат развивать системы, базирующиеся на синергии ИИ и IIoT (промышленный интернет вещей). Подобные системы заменят человека в управлении критическими процессами и дадут их владельцам критическое конкурентное преимущество.
«Успех страны в новом укладе будет зависеть от готовности государства оперативно внедрять эти технологии (хотя бы в формате ЭПР*), наличия финансов и человеческого ресурса, способного создавать новые решения в киберфизике. России с относительно небольшим по численности населением и финансовым рычагом, необходимо искать стратегические партнерства с быстро развивающимися и дружественными экономиками», — полагает эксперт. Партнерами России, по мнению Макарова, могут стать Индия и Китай, страны ЮВА, ЮАР, Бразилия.
Рынок ИИ в России
Рынок искусственного интеллекта в России за 2022 год, по данным главы направления «Цифровая трансформация отраслей», АНО «Цифровая экономика» Алексея Сидорюка, составил 650 млрд руб., что на 17% больше, чем в 2021 году. Уровень внедрения ИИ в экономику России, как заявлял в апреле премьер-министр России Михаил Мишустин, составляет около 20%, к 2024 году планируется довести показатель минимум до 50%. Экономический эффект для организаций от снижения операционных расходов с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ) по итогам 2023 года, согласно информации вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, составит 400 млрд руб., а к 2025 году достигнет 1 трлн руб.
В этом году собственные большие языковые модели также появились у «Сбера» и «Яндекса». В апреле 2023 года «Яндекс» представила нейросеть «Яндекс Шедеврум», которая умеет генерировать изображения и видео в разных стилях по запросу пользователей. Сейчас нейросеть доступна в режиме тестирования. В начале сентября «Сбер» сделал общедоступной нейросеть GigaChat — российский аналог ChatGPT. Нейросеть поддерживает диалог с пользователем, генерирует изображения и разные виды текстов.
Справка
Just AI — петербургская IT-компания, специализирующаяся на технологиях искусственного интеллекта, машинного обучения и понимания естественного языка с 2011 года. Среди основных сфер деятельности — разработка платформ семантического анализа естественной речи с использованием искусственного интеллекта, создание сервисов омниканального взаимодействия с пользователями, а также автоматизация процессов КЦ и служб клиентской поддержки.
* экспериментальный правовой режим
Повтор публикации от 21.09.2023