«Затрещало по швам»: что не так с системой здравоохранения в Петербурге
Смольный создал оперативный штаб по взаимодействию городского комитета по здравоохранению с администрациями районов «для улучшения преемственности ведения пациентов на амбулаторных и госпитальных этапах». Об этом сообщила журналистам начальник отдела комздрава по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению Лариса Соловьёва.
По её словам, штаб был создан после аудита комиссии Минздрава петербургской системы здравоохранения. Одной из проблем, выявленных в ходе аудита, комиссия назвала слабое взаимодействие госпиталей и поликлиник. Как объяснила Соловьёва, амбулаторно-поликлинические учреждения подведомственны главам районов, а комитет по здравоохранению управляет работой стационаров и только небольшого числа поликлиник. «Рекомендации [комиссии Минздрава] были направлены на укрепление вертикали», — сказала чиновница.
Как объяснили эксперты РБК Петербург, о системных проблемах петербургского здравоохранения медики знают уже несколько лет, но до сих пор не обсуждали их публично. На фоне пандемии эти проблемы стали слишком заметными. Собеседники РБК Петербург рассказали, как эти проблемы мешают бороться с COVID-19, и что позволит городскому здравоохранению работать эффективнее.
Александр Абдин, управляющий партнер Euromed Group:
«Подчинение поликлинического звена районным администрациям, а не городскому комитету по здравоохранению — ахиллесова пята Петербурга. Комиссия Минздрава неоднократно акцентировала на этом внимание и просила правительство Петербурга централизовать управление здравоохранением. Однако это не было сделано.
Я подозреваю, что это не было сделано, потому что для передачи полномочий управления районными поликлиниками комитету по здравоохранению необходимо перераспределять городской бюджет. Сейчас районные администрации получают большой объем финансирования на содержание поликлиник, в том числе на материально-техническое оснащение. И каждый раз районные администрации находят аргументы в пользу сохранения существующей системы, объясняя, с какими трудностями столкнётся город, меняя систему управления поликлиниками. И каждый раз правительство откладывает эти проблемы на завтрашний день.
И вот случилась эпидемическая вспышка внебольничных пневмоний — и это слабое звено выскочило наружу, не дождавшись завтрашнего дня. Поможет ли оперштаб при комздраве более эффективно управлять амбулаторным и стационарным звеньями, я не знаю. Так как де-факто управление районными поликлиниками всё равно остаётся на местах.
На практике слабое взаимодействие поликлиник и больниц мы видим каждый день. Несогласованность в действиях проявляется, например, когда пациент обращается в поликлинику и решение о его госпитализации принимается там, а за маршрутизацию пациента отвечает больница. Так как поликлиника подчиняется районной администрации, а больница — комздраву, процесс госпитализации пациента затруднён.
Сейчас из-за пандемии на поликлиническое звено возложена нагрузка по тестированию населения на «ковид». У нас и так в поликлиниках — дефицит врачей, медсестёр, проблемы с доступностью томографии в срок, проблемы с шаговой доступностью участковых врачей в спальных районах. А со вспышкой атипичной пневмонии амбулаторное звено затрещало по швам от нагрузки.
Ситуацию ухудшает коечный дефицит в стационарном звене. В Москве такого дефицита нет, поэтому там ситуация с госпитализацией лучше. В столице запас коек в разы больше, чем у нас, за счёт бОльшего количества ведомственных, частных и федеральных клиник.
Блестящий совет, который поможет эффективно выстроить петербургскую систему здравоохранения здесь и сейчас, я дать не могу. Дело в том, что в Петербурге в принципе не хватает медицинских учреждений. У нас Адресная инвестиционная программа дефицитная — десятками исчисляются медицинские объекты, которые не введены, которые только построят через 3-5 лет, а фактически они уже должны действовать. Что из этого следует: когда во время весенней вспышки некоторые стационары перепрофилировали под «ковидные» больницы, свернув плановую медицинскую помощь, в городе возросла смертность. Никто ведь не отменял сердечно-сосудистые заболевания и онкологию. Сейчас мы видим, что власти пытаются сохранить плановую помощь в рамках существующего коечного фонда, но это ограничивает возможность развёртывания коек для больных коронавирусом. А построить новый качественный госпиталь — это минимум три года. Поэтому и начинаются такие блицкриги, как решение в виде «Ленэкспо».
Не знаю, прислушается ли в этот раз комздрав к советам Минздрава, но в данной ситуации и комздрав, и районные администрации прикладывают максимум усилий для оказания медицинской помощи нуждающимся горожанам. Я бы не стал искать виноватых, которые что-то недоделали».
Сергей Ануфриев, основатель «Петербургского медицинского форума»:
«Названное комиссией Минздрава слабое взаимодействие амбулаторного и стационарного звеньев — актуально, но вопрос: кто несет ответственность за такое слабое взаимодействие?
Очевидно, наступает момент поиска виновного в столь печальной статистике по смертности от «ковида», да еще в «медицинской столице» России — в Санкт-Петербурге. И чиновничья логика всегда проста — найти виновного. Ими стали заболевшие, граждане, которые не надели маску и перчатки, за которые надо заплатить при правильном использовании 5-7 тыс. рублей в месяц, или районные администрации, в ведении которых практически вся амбулаторная помощь, обеспечивающая наблюдение 90% населения города.
Давайте посмотрим на Постановление правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 г. N 1070. Там четко написано, что обязанность комитета по здравоохранению «Осуществлять взаимодействие по вопросам, находящимся в компетенции комитета, с органами государственной власти и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, учреждениями, предприятиями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами». Почему это взаимодействие не удается осуществить? Наверное, это вопрос профессионализма чиновников. С 1993 года, когда поликлиники перешли в подчинение районных администраций, таких проблем в координации не возникало, а ведь мы пережили за эти 27 лет не одну сопоставимую по масштабам с сегодняшним днем эпидемию гриппа, ОРВИ и других заболеваний.
Зато сейчас мы видим большие проблемы с маршрутизацией заболевших. Например, больных везут из города в больницу № 40 в Сестрорецке делать компьютерную томографию — длительное время транспортировки туда, ожидание там, потом обратно на госпитализацию. При нехватке машин многие пациенты с инсультом и инфарктом не дожидаются своего врача в то «терапевтическое окно», когда можно спасти жизнь и здоровье. Не секрет, что многие пациенты ждут свои ПЦР-результаты более 48 часов. Это же тоже вопросы координации работы лабораторий и управления потоками анализов.
Много вопросов вызывает сейчас ситуация с управлением системой здравоохранения Санкт-Петербурга, потому что любому студенту было понятно, что подъем заболеваемости «ковидом» будет осенью и надо было готовиться. Например, увеличить тарифы на дневной стационар в поликлиниках, чтобы они могли купить лекарства и лечить легкие случаи и средней тяжести на дому или в дневном стационаре; ввести тариф «стационар на дому» и удовлетворить вовремя заявки поликлиник на СИЗы. Конечно, нас радует, что комитет по здравоохранению нас регулярно снабжает статистикой, но почему бы не снабдить и новыми методическими материалами, отражающих новые сведения о COVID-19, а не слепо копировать данные весны этого года, когда мы мало что знали о нем. Например, сейчас стало известно, что в большинстве случаев пациент уже не заразен на 8-й день заболевания, но при этом ПЦР может быть положительным до полугода, как, кстати, происходит при гриппе и кори. Однако у нас до сих пор критерии выздоровления — 2 отрицательных результата ПЦР с интервалом в 1 день. К чему это приводит: медсестры поликлиник перегружены хождением по домам и забором мазков, перегружены койки в стационарах, где ждут отрицательных ПЦР. Высоки расходы на материалы, транспортировку для выполнения миллионов анализов.
Таких примеров — масса. Создание оперативного штаба при комздраве — это фактически дублирование функций. Комздрав и сейчас обязан осуществлять взаимодействие с районными администрациями и поликлиниками, но, как мы видим, это у него плохо получается. Давайте взглянем на московский опыт. Там в период роста заболеваемости была обеспечена четкая координация всех служб, был запущен алгоритм маршрутизации пациентов, выделены КТ-центры и центр телемедицины, где использовались технологии искусственного интеллекта для быстрой расшифровки и точной постановки диагноза за 10-15 минут. Очевидно, что необходимо сейчас привлекать профессионалов в управление системой здравоохранения в Петербурге, которые могли бы обеспечить высокое качество медицинской помощи жителям нашего города. А они в Петербурге есть».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Виктория Саитова