Санкт-Петербург и область, 23 дек 2014, 15:33

Эрмитаж раскрыл свои доходы и их источники

Отмечающий 250-летний юбилей Государственный Эрмитаж совместно с учеными Европейского университета в Петербурге отчитался о своем вкладе в культурную, образовательную, социальную, экономическую и научную жизнь города.
Читать в полной версии
Фото: eu.spb.ru

Исследование опубликовано на сайте вуза. Эрмитаж стал первым российским музеем, который провел подобную оценку своей деятельности. Большинство крупнейших и ведущих музеев мира, кстати, публикуют в своих странах ежегодные отчеты, в которых излагают разные аспекты своей деятельности, в том числе – эффект, производимый ими на экономику города и региона.

Доходы

Как сообщают авторы исследования, бюджет Эрмитажа составляет в последние несколько лет от 2,5 до 5,2 млрд рублей ежегодно. Большая часть - государственные средства (около 78 %), порядка 21 % музей зарабатывал для себя сам и около 1 % - деньги от спонсоров и жертвователей.

Таблица: eu.spb.ru

Статистика демонстрирует, что Эрмитаж в последние годы увеличивает доходы от продаж не только входных билетов (87% от дохода), но других товаров и услуг (участие в выставках, организация культурно-просветительских и театральных программ, публикационная активность, предоставление права на воспроизведение изображений произведений из собрания Государственного Эрмитажа, реализация каталогов и сувенирной продукции; сдача в аренду имущества).

Таблица: eu.spb.ru

Если сравнить бюджет Эрмитажа с бюджетами крупнейших музеев в других странах, мы увидим схожую высокую долю федеральных вложений, говорится в исследовании. Во многих британских музеях субсидии от государства составляют более 50% доходной части бюджета и долю доходов от собственной деятельности – 10-20%. Правда, в трех из четырех приведенных в исследовании крупных британских музеев процент государственного финансирования ниже, чем у Эрмитажа.

Таблица: eu.spb.ru

В 2007–2008 годах Британский музей, например, получал 56% своего бюджета за счет грантовой поддержки государства и 20% покрывал доходами от собственной деятельности. В эти же годы Национальная галерея в Лондоне получала 79% своего бюджета от государства и только 7% – от собственных продаж.

Основное отличие заключается в том, что в других странах важную роль в финансировании подобных музеев играют не только федеральные субсидии, но и корпоративные и частные пожертвования.

Расходы

Расходы Эрмитажа в течение 2009–2013 годов включают общую сумму текущих затрат музея и расходов на капитальный ремонт, выплаченные зарплаты и оплату сторонним компаниям. В промежуток 2009–2013 гг. в среднем Эрмитаж тратил на операционные расходы, амортизацию и заработную плату 3,4 млрд руб. По годам общие расходы Эрмитажа различаются. Так, в 2013 расходы музея составили 5,2 млрд руб.

Таблица: eu.spb.ru

Федеральным бюджетом финансируются около 99% капитальных расходов музея (капитальное строительство, ремонт и приобретение оборудования) и около 80% текущих затрат (коммунальные расходы, приобретение материалов, транспортные расходы, текущий ремонт зданий и пр.). Доходы же от собственной деятельности музея уходят прежде всего на оплату персонала.

Интересно, что в силу особенностей структуры трат показатели такого параметра эффективности бюджетных вложений, как «затраты из федерального бюджета на одного посетителя музея», оказываются у Эрмитажа выше, чем показатели этого индикатора у британских музеев. В случае Эрмитажа серьезные расходы связаны с содержанием и капитальным ремонтом большого количества помещений, а также с расширением в новые пространства (Генеральный Штаб, РХЦ «Старая деревня»).

Таблица: eu.spb.ru

Спасение

В ходе исследования экономисты столкнулись с серьезной проблемой при оценке деятельности Эрмитажа. Дело в том, что в зарубежных исследованиях наиболее распространенный индикатор ценности музея – это объем благотворительных пожертвований, которые посетители гипотетически готовы внести в фонд развития культурного института. Как правило, подобный подход применяется в странах, имеющих традиции благотворительности, которые в современной России не являются естественной частью представлений и поведения «обычного» гражданина и «массового» потребителя культуры.

Поэтому для оценки экономической значимости Эрмитажа для посетителей применялась другая модель: измерялись размеры предполагаемых инвестиций на «спасение» музея. Социологи из Европейского университета в Санкт-Петербурге включили в анкету соответствующий вопрос: «Какую сумму Вы могли бы пожертвовать на поддержание Эрмитажа, если бы музей стоял перед угрозой закрытия из-за нехватки средств?».

Таблица: eu.spb.ru

В качестве возможного вклада в «спасение» музея посетителями были названы разные суммы – от 5 тыс. до 100 тыс. рублей. Средняя сумма возможных пожертвований посетителей составила 1980 рублей. Наиболее часто упоминаемой стала сумма в 1000 рублей (32% ответов). Лишь 8% посетителей ответили, что не стали бы жертвовать никаких средств, 10% ограничились символическими суммами до 100 рублей; еще 10% ответили, что смогли бы пожертвовать до 500 рублей. Иностранные туристы (дальнее зарубежье) готовы пожертвовать на «спасение» Эрмитажа в среднем в два раза больше, чем все остальные посетители, и почти в четыре раза больше, чем посетители из ближнего зарубежья.

Влияние на экономику

Если говорить о влиянии на экономику Петербурга, то ежегодные прямые расходы музея и траты его посетителей составляют 20,5 млрд рублей, подсчитали исследователи. С учетом мультипликативного эффекта экономический вклад музея в жизнь города и страны составляет от 46 до 51 млрд рублей ежегодно (приблизительно 1,1 – 1,2 млрд долл). Эта цифра сопоставима с эффектом, производимым другим крупнейшим мировым музеем – Лувром, чей эффект на экономику города оценивается в 1,75 – 2 млрд долл.

Таблица: eu.spb.ru

Авторы исследования объяснили, как они высчитывали эту сумму. Они указывали, что Эрмитаж привлекает в Санкт-Петербург массы туристов, которые также тратят свои деньги вне музея. Эти деньги затем продолжают «работать» и инициируют новый виток доходов. Рестораны, гостиницы, магазины получают деньги посетителей музея; малый и средний бизнес, занимающийся производством сувениров, продает им свою продукцию и т.д. Занятые в этих сферах деятельности люди, в свою очередь, также создают новый виток обращения средств – в виде уже собственных расходов в городе: сотрудники ресторанов, гостиниц, магазинов и пр. тратят свои зарплаты, полученные за счет расходов туристов, в городе и регионе.

Основная проблема при оценке такого цикла – установить, в какой мере и в каких объемах он вызван именно работой культурного института в городе, а недругими причинами. С опорой на мировой опыт подобных исследований, социологи из Европейского университета применили методику учета роли музея в экономике города и рассмотрели общий экономический среднестатистический эффект Эрмитажа за период 2009-2013 гг. Таким образом, общий эффект Эрмитажа они высчитывали, суммируя три показателя: прямой эффект + косвенный эффект + опосредованный эффект (мультипликация).

Посетители

Cреди посетителей Эрмитажа лишь 18 % — местные жители. В зависимости от сезона туристический поток музея составляет от 80,4 до 84 % посетителей из ближнего зарубежья. Значительное большинство всех туристов, приезжающих в Петербург, планирует посещение музеев на время пребывания в городе. При этом Эрмитаж неизменно называют первой точкой в осмотре достопримечательностей Петербурга.

Таблица: eu.spb.ru

Роман Кизыма

Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»