Санкт-Петербург и область, 24 янв 2019, 16:04

Торговая сеть «Лента» выросла на потребительском парадоксе

Читать в полной версии
Фото: Елена Пальм/Интерпресс

Сеть гипермаркетов и супермаркетов «Лента» за минувший год нарастила выручку на 13,2%. По сравнению с прошлым годом рост выручки компании замедлился — отчасти это произошло из-за сокращения оптовых продаж. При этом у «Ленты», как и у X5 Retail Group, растет сегмент супермаркетов — эксперты говорят, что ретейлеры пользуются парадоксом потребительских предпочтений: несмотря на тотальную экономию, покупатели все больше ходят в супермаркеты.

Между оптом и розницей

За минувший год «Лента» нарастила выручку на 13,2%, до 413,5 млрд руб., сообщила компания в своей отчетности. Годом ранее она увеличилась на 19,2%. Сопоставимые розничные продажи ретейлера выросли на 1,3% (годом ранее рост составил 0,9%), сопоставимые оптовые продажи — на 5,3% (показатель выделен в отчетности только в 2018 году).

В отчетности также отмечается, что в четвертом квартале 2018 года «Лента» увеличила выручку на 6,6% (до 119,5 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (112,1 млрд руб.). Компания сокращает оптовое направление: если выручка от розничных продаж возросла на 11,3%, то от оптовых она сократилась на 50,7% (с 8,4 млрд руб в четвертом квартале 2017 года до 4,2 млрд руб. в четвертом квартале прошлого года). Как поясняет в своем сообщении «Лента», развитие рынка оптовых продаж, в том числе существенные изменения в стратегии дистрибуции у небольшого числа ключевых оптовых поставщиков, привело к резкому падению продаж оптовым покупателям. В этом году компания ожидает дальнейшего сокращения оптового бизнеса.

Двукратное падение оптовых продаж Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер», называет ключевым фактором резкого замедления темпов роста выручки «Ленты» год к году. Он не исключает, что спад в оптовых продажах может быть связан с уходом Яна Дюнинга, инициатора этого направления, с поста главы «Ленты» в «Магнит».

Чуть лучше, чем Х5

Из других публичных ретейлеров за прошлый год пока отчитался только X5 Retail Group, лидер отрасли. Его сопоставимые розничные продажи выросли за год на 1,5%, а выручка — на 18,5%. В формате гипермаркетов «Лента» добилась лучших результатов: средний чек в них вырос 2,4% в 2018 году к 2017 году, а трафик — сократился на 0,6%. Аналогичные показатели в гипермаркетах «Карусель», которые входят в Х5, составили +2,5% и -2,8% соответственно. В супермаркетах «Лента» чек вырос за год на 2,8%, а трафик — на 4,7%, в «Перекрестках» у Х5 средний чек снизился на 0,7%, зато трафик вырос на 8,2%.

«Концептуально конкурентоспособность форматов «Ленты» высока, другое дело, что «Лента» меньше инвестирует в строительство и предпочитает на операционный денежный поток выкупать акции с рынка», — говорит Тимур Нигматуллин, добавляя, что это сомнительная стратегия, поскольку ретейлер рискует потерять долю рынка, а это ключевой показатель для торговых сетей в России.

Парадокс предпочтений

Сегмент супермаркетов у обоих ретейлеров растет, несмотря на общий тренд на экономию у потребителей. По данным исследования GFK, доходы населения в прошлом году практически не выросли или выросли незначительно — и в 2018 году российский потребитель снизил затраты на товары повседневного спроса. Даже рынок продуктов питания упал и в натуральном, и в стоимостном выражении, чего не было за все годы наблюдений GFK. Если в 2016 году магазины с более низкими ценами искали 49% опрошенных, то в 2019 году — уже 55%. Цена стала важным фактором при покупке товара для 40% опрошенных в 2018 году (против 36% в 2016 году).

У Х5 сопоставимый трафик в «Перекрестках» вырос на 7,5% год к году, а в супермаркетах «Лента» — на 1,6% (и на 4,7% в четвертом квартале). «В крупных городах падает интенсивность использования автомобилей, но покупателям по-прежнему интересны магазины с широким ассортиментом, поэтому идет отток подобных покупателей из гипермаркетов в супермаркеты», — объясняет Тимур Нигматуллин. Он считает, что в среднесрочной перспективе тренд изменится: в случае роста реальных доходов гипермаркеты станут перетягивать покупателей. Правда, формат магазина «у дома» в России гипертрофирован и не исключено, что развитие супермаркетов будет поддержано покупателями из этого формата, полагает Тимур Нигматуллин.

Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса