Санкт-Петербург и область, 24 янв 2019, 16:04

Торговая сеть «Лента» выросла на потребительском парадоксе

Читать в полной версии
Фото: Елена Пальм/Интерпресс

Сеть гипермаркетов и супермаркетов «Лента» за минувший год нарастила выручку на 13,2%. По сравнению с прошлым годом рост выручки компании замедлился — отчасти это произошло из-за сокращения оптовых продаж. При этом у «Ленты», как и у X5 Retail Group, растет сегмент супермаркетов — эксперты говорят, что ретейлеры пользуются парадоксом потребительских предпочтений: несмотря на тотальную экономию, покупатели все больше ходят в супермаркеты.

Между оптом и розницей

За минувший год «Лента» нарастила выручку на 13,2%, до 413,5 млрд руб., сообщила компания в своей отчетности. Годом ранее она увеличилась на 19,2%. Сопоставимые розничные продажи ретейлера выросли на 1,3% (годом ранее рост составил 0,9%), сопоставимые оптовые продажи — на 5,3% (показатель выделен в отчетности только в 2018 году).

В отчетности также отмечается, что в четвертом квартале 2018 года «Лента» увеличила выручку на 6,6% (до 119,5 млрд руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (112,1 млрд руб.). Компания сокращает оптовое направление: если выручка от розничных продаж возросла на 11,3%, то от оптовых она сократилась на 50,7% (с 8,4 млрд руб в четвертом квартале 2017 года до 4,2 млрд руб. в четвертом квартале прошлого года). Как поясняет в своем сообщении «Лента», развитие рынка оптовых продаж, в том числе существенные изменения в стратегии дистрибуции у небольшого числа ключевых оптовых поставщиков, привело к резкому падению продаж оптовым покупателям. В этом году компания ожидает дальнейшего сокращения оптового бизнеса.

Двукратное падение оптовых продаж Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер», называет ключевым фактором резкого замедления темпов роста выручки «Ленты» год к году. Он не исключает, что спад в оптовых продажах может быть связан с уходом Яна Дюнинга, инициатора этого направления, с поста главы «Ленты» в «Магнит».

Чуть лучше, чем Х5

Из других публичных ретейлеров за прошлый год пока отчитался только X5 Retail Group, лидер отрасли. Его сопоставимые розничные продажи выросли за год на 1,5%, а выручка — на 18,5%. В формате гипермаркетов «Лента» добилась лучших результатов: средний чек в них вырос 2,4% в 2018 году к 2017 году, а трафик — сократился на 0,6%. Аналогичные показатели в гипермаркетах «Карусель», которые входят в Х5, составили +2,5% и -2,8% соответственно. В супермаркетах «Лента» чек вырос за год на 2,8%, а трафик — на 4,7%, в «Перекрестках» у Х5 средний чек снизился на 0,7%, зато трафик вырос на 8,2%.

«Концептуально конкурентоспособность форматов «Ленты» высока, другое дело, что «Лента» меньше инвестирует в строительство и предпочитает на операционный денежный поток выкупать акции с рынка», — говорит Тимур Нигматуллин, добавляя, что это сомнительная стратегия, поскольку ретейлер рискует потерять долю рынка, а это ключевой показатель для торговых сетей в России.

Парадокс предпочтений

Сегмент супермаркетов у обоих ретейлеров растет, несмотря на общий тренд на экономию у потребителей. По данным исследования GFK, доходы населения в прошлом году практически не выросли или выросли незначительно — и в 2018 году российский потребитель снизил затраты на товары повседневного спроса. Даже рынок продуктов питания упал и в натуральном, и в стоимостном выражении, чего не было за все годы наблюдений GFK. Если в 2016 году магазины с более низкими ценами искали 49% опрошенных, то в 2019 году — уже 55%. Цена стала важным фактором при покупке товара для 40% опрошенных в 2018 году (против 36% в 2016 году).

У Х5 сопоставимый трафик в «Перекрестках» вырос на 7,5% год к году, а в супермаркетах «Лента» — на 1,6% (и на 4,7% в четвертом квартале). «В крупных городах падает интенсивность использования автомобилей, но покупателям по-прежнему интересны магазины с широким ассортиментом, поэтому идет отток подобных покупателей из гипермаркетов в супермаркеты», — объясняет Тимур Нигматуллин. Он считает, что в среднесрочной перспективе тренд изменится: в случае роста реальных доходов гипермаркеты станут перетягивать покупателей. Правда, формат магазина «у дома» в России гипертрофирован и не исключено, что развитие супермаркетов будет поддержано покупателями из этого формата, полагает Тимур Нигматуллин.

Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
От стажера до руководителя: что нужно понимать на старте карьеры в IT
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Бессердечие и недружелюбие: кто такие темные эмпаты
Pro
Чудо Сингапура. Как за полвека сделать страну одной из богатейших в мире