Санкт-Петербург и область, 24 апр 2013, 01:00

Сможет ли А.Дрозденко победить "феодализм" в депрессивных районах?

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко решил подправить проект закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года" — в части поддержки дальних районов области. Эксперты, положительно оценивая идею губернатора, все же сомневаются в том, что ему удастся победить феодальный монополизм в депрессивных районах.
Читать в полной версии
Фото: lenobl.ru

Депутаты Ленобласти приняли в первом чтении предложенную губернатором концепцию социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года". Эксперты, положительно оценивая план губернатора, все же сомневаются в том, что ему удастся победить феодальный монополизм в депрессивных районах.

Законопроекту предстоит пройти еще два чтения, в том числе стадию внесения поправок депутатами, которые,комментируя представленный испольнительной властью план развития экономики региона, предложили доработать документ, в частности, в вопросах развития сельского хозяйства региона.

Сама Концепция была презентована в конце марта. В документе представлены три сценария развития региона: инерционный, форсированный и реалистичный. Выбор был сделан в пользу реалистичного сценария, которые обещает предположительный рост валового регионального продукта в пределах 4,5-5%, сокращение дисбаланса в развитии отдельных территорий области.

Акцент развития региона будет сделан на транспортной и логистической отраслях. Кроме того, по словам А.Дрозденко в этом году драйвером развития экономики региона может стать сфера нефтехимии.

Отдаленные районы Ленобласти, которые не обладают экономическим потенциалом приграничных зон c Петербургом, получили специальные условия. Речь идет о Бокситогорском, Лодейнопольском, Подпорожском, Сланцевском и Лужском районах.

В первую очередь, там предлагается развить систему мер налогового стимулирования для инвесторов и предприятий – снижение до 13,5% ставки по налогу на прибыль. Уже работающие на этих землях промышленные предприятия предложено поддержать, к примеру, покрытием части затрат по программам модернизации производства, софинансированию кадровых программ. Также А.Дрозденко предложил улучшить сеть маршрутного сообщения, связывающую места проживания и работы жителей.

Что касается малого бизнеса, то предпринимателям предложены субсидии на строительство гостевых домов, подключение к сетям, лизинговых сделок. Также акцент сделан на развитие розничной торговли путем создания механизмов льготной аренды и налогового стимулирования.

По словам заместителя руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексея Шаскольского, в целом высоко оценившего проект, в разделе концепции, посвященном отдаленным районам ("муниципальные районы с пониженным потенциалом развития"), специальные меры, которые действительно необходимы для таких территорий, не учитывают еще одного важнейшего обстоятельства.

Как считает эксперт, одним из главных тормозов социально-экономического развития отдаленных районов Ленобласти является местная бизнес-элита, сгруппированная вокруг чиновников муниципальных и районных властей. Насаждаемая ею жесткая феодально-клановая этика предусматривает серьезные  административные барьеры для "чужого", внекланового, бизнеса, в том числе даже московского и петербургского. Местная элита монополизировала экономику и противится какой бы то ни было конкуренции за объективно дефицитные в "медвежьих углах" ресурсы - дееспособную рабочую силу и чрезвычайно ограниченный платежеспособный спрос (он сформирован в непропорциональной степени пенсионерами, ибо доходы работающих подчас ниже пенсий). "Элиты  как правило не заинтересованы в развитии бизнеса на своих территориях, поскольку видят в этом угрозу своему благополучию, обеспеченному в большинстве случаев именно монопольным положением", - утверждает А.Шаскольский.

Гражданское общество преодолеть этот феодальный монополизм не в состоянии в силу своей неразвитости. Независимой прессы, конкуренции политических партий, нейтральности силовиков и судебной власти нет не только в глубинке, но и в центре. Но там хоть есть "труба", блага которой до "самых до окраин" не доходят. Пресловутое российское "внизу власть тьмы – наверху тьма власти" особенно драматично выглядит именно в депрессивных районах. При этом любому благому начинанию, если оно идет вразрез с интересами местных элит, оперативно организуется "народное неприятие" - будь то инвестиционный проект или создание природного заказника.

Поэтому, по мнению А.Шаскольского, для отдаленных районов Ленобласти необходимо предусмотреть специальные меры по преодолению местных административных барьеров. Если воля правительства Ленобласти будет заявлена жестко, это сопротивление может быть в значительной степени нейтрализовано. Если же правительство такой воли не проявит, благородное желание губернатора Дрозденко развивать отдаленные депрессивные территории реализовано не будет и останется в бесконечном списке благих намерений, которые используется для мощения дороги известно куда.

Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Социальная смерть. В Гарварде назвали главную причину несчастья на работе
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить