Санкт-Петербург и область, 24 мая 2020, 11:37

Впереди — слёзы: что происходит с персоналом пострадавших отраслей

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

Полномасштабные сокращения работников в Петербурге еще не начинались — в том числе потому, что в период «нерабочих дней» увольнения были под запретом — однако доходы персонала из сервисных индустрий уже резко упали. Кто-то, адаптируясь к этой ситуации, вернулся в регион, откуда в свое время приехал на работу в Петербург, кто-то обслуживает клиентов на дому подпольно, кто-то шьет маски. Но в июне будет хуже — руководители компаний из сервисных отраслей рассказали РБК Петербург о текущей ситуацией с персоналом и о том, как она будет развиваться.


Алексей Фурсов, владелец холдинга «Евразия» и сети фитнес-клубов Fitness House:

«Запаса прочности уже нет. Деньги на зарплату сотрудникам за апрель я принес из дома. В мае мне уже нечего приносить. Из-за вынужденного прекращения работы фитнес-клубов люди, занятые в этой отрасли, не получают дохода или же их доход серьезно сократился. Это связано со спецификой оплаты труда в фитнес-индустрии: многие тренеры зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и работают сдельно. Хотя мы заплатили зарплаты за март и апрель, это не спасает персонал, потому что тренер получает столько, сколько тренировок провел. Таким образом, 100% наших сотрудников уже сократили свой доход. Для того, чтобы компенсировать потери, многие вынуждены работать «по-серому», тренируя клиентов на дому. Уж лучше бы они работали в фитнес-центрах с ограниченным числом клиентов и соблюдением правил эпидбезопасности, чем ездили к ним по домам на метро, безо всяких правил.

Единственная возможность помочь многочисленным сотрудникам сервисных индустрий — это снимать карантин. То, что сейчас происходит, это неразумно… Я не говорю про открытие ресторанов, это довольно опасная схема, где есть много нюансов. Но зачем закрыли теннисные корты? Те же салоны красоты по всей стране работают, в Петербурге — нет. Магазины одежды, в которые в день заходят два человека — их тоже закрыли. А супермаркеты, где толпа людей, работают.

Государство сделало достаточно много для поддержки бизнеса, принято два пакета мер, но всем помочь невозможно. Сейчас, на мой взгляд, перед властью должна стоять задача сократить потери бизнеса от коронавируса. Для этого с 1 июня нужно начинать отмену ограничительных мер в тех отраслях, где это возможно. Только это поможет. Или надо раздавать миллиарды долларов, как в Америке».


Евгений Гудов, генеральный директор компании «Планетарий 1»:

«Некоторые частные музеи уволили от 70% до 80% сотрудников: посетителей нет, дохода нет, платить людям нечем. Мы выкрутились тем, что у нас большой инженерный корпус, мы делаем промышленных роботов. В итоге инженеры сделали станки для производства масок, приборы ультразвуковой сварки, сейчас мы тестируем линию фильтрующих материалов для средств индивидуальной защиты. Мы всех наших обеспечили той или иной работой. Ребята-экскурсоводы поначалу шили маски вручную, это адский труд: мы производили по 5000 масок в сутки, это закрывало 20-30% наших зарплат. Но в итоге мы не уволили ни одного человека и сохранили зарплаты в полном объеме. Другое дело, что мы договариваемся с сотрудниками, имеющими значительные оклады, о неполных выплатах, с переносом части вознаграждения на будущие месяцы. Персонал нас понимает и соглашается.

Единственное, в чём нам помогло государство — это кредит на разработку оборудования по медтехнике на сумму 5 млн руб. Но производство масок и оборудования — это уже новый бизнес, не бизнес планетария.

Мы попали в перечень пострадавших отраслей, толку от этого никакого не было. «Сбербанк» нам сразу же предложил взять кредит на один МРОТ, мы даже этому были рады. В итоге мы его получили только на этой неделе, так как правительство с ЦБ долго согласовывали какой-то документ. При этом всем коллегам, с которыми мы общаемся на Западе — это, например, Франция, Германия — государство сразу компенсировало 80% зарплатного фонда».


Виталий Свидовский, генеральный директор ГК «Теремок Санкт-Петербург»

«До конца мая мы продержимся с трудом: общепит закрыт до 31 мая, выручки нет. Помощи по состоянию на середину мая от государства нет. В июне уже мы не сможем выполнять обязательства перед сотрудниками, поскольку оборот упал почти на 90% в сравнении с прошлым годом и составил 60 млн в месяц. Мы поддерживаем всех сотрудников. Штат на 15 мая сохранен более чем на 90%, но это только до конца мая! Мы стараемся не увольнять работников, а часть сотрудников по собственному желанию уехали из Петербурга в родные города. У тех, кто остался, доходы упали значительно. Думаю, впереди нас ждут слёзы, так так как у многих сотрудников есть дети, кредиты и ипотеки. Мы их поддерживаем, стараясь равномерно распределять смены.

В последнее время «Теремок» развивался мощными темпами, и поэтому у нас большой кредитный портфель. Причём сейчас не все банки лояльно отнеслись к переносу оплат. Недавно у нас был прецедент с одним банком, который требовал погасить транш за апрель. Мы были вынуждены отдать последний резерв компании, который предназначался на зарплаты сотрудникам.

Доставка в абсолютных цифрах почти не увеличилась в сравнении с докризисным временем. То, что это «спасительный» способ для ресторана — миф, который непонятно кем раскручивается. Рестораны несут достаточно серьёзные затраты на организацию доставки. Мы платим компаниям, занимающимся доставкой, 20% комиссии, и не каждый день имеем выручку.

В СМИ нам говорят, что бизнесу помогают, выделяют на поддержку миллионы рублей, дают беспроцентные кредиты на зарплаты, и нас, таким образом, сталкивают с сотрудником: люди спрашивают, где эти деньги? А в реальности за все время компании «Теремок» только удалось получить отсрочки по выплатам некоторых налогов. На мой взгляд, государство сейчас декларирует большую помощь бизнесу, который бизнес не может получить. Кредитные линии все остановлены, потому что банки боятся давать деньги падающим отраслям. Их тоже можно понять, ведь без выручки бизнес действительно продержится до конца мая. В июне ситуация будет критичная — и для компаний, и для сотрудников».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Записала: Виктория Саитова

Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Инспектор ФНС вызвал вас на встречу и просит доплатить налоги. Что делать
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис