Санкт-Петербург и область, 24 июн 2010, 10:44

Естественный отбор

Кризис проверил на прочность амбициозные проекты Волна кризиса, захлестнувшая весь мир и Петербург вместе с ним осенью 2008 года и начавшая отступать в конце 2009 года, стала своеобразным "сеансом очищения" для амбициозных городских проектов. Стартовавшие с помпой многочисленные замыслы Смольного стоимостью в десятки миллионов, а иногда и миллиарды евро, за кризисные месяцы похудели, видоизменились, а то и вовсе остановились. Скорректированы и потребности города: Петербург теперь зовет частный бизнес в социальную сферу.
Читать в полной версии

 

 КризиспроверилнапрочностьамбициозныепроектыВолнакризиса, захлестнувшаявесьмириПетербургвместе снимосенью 2008 годаиначавшаяотступатьвконце 2009 года, сталасвоеобразным «сеансомочищения»дляамбициозныхгородскихпроектов. СтартовавшиеспомпоймногочисленныезамыслыСмольногостоимостьювдесяткимиллионов, аиногдаимиллиардыевро, закризисныемесяцы похудели, видоизменились, атоивовсеостановились. Скорректированыипотребностигорода: Петербургтеперьзовет частныйбизнесвсоциальнуюсферу.

 

Непростаяфинансоваяситуациядолжнабыласделатьроссийскихбизнесменовболеерациональными. Вомногомтаквитогеивышло: инвесторыгораздотщательнееподходятканализурисков, пытаютсяоптимизироватьзатраты. «Кризис, привсемегонегативномвоздействиинаэкономикуисоциальнуюсферу, скорректироваложиданиявладельцевпоприбыльности, аинвестиционныестратегиисталиболеереалистичными», — отмечаетруководительдепартаментакорпоративныхфинансоввСеверномрегионекомпании «ДелойтиТушСНГ»АнтонВайшнурс. Старшийюрист Capital Legal Services ВалентинРыбаковподчеркивает, чтодействияпоподдержкебанковскойсистемынедаливнешнимусловиямизменитьсядокритическихдляпроектовгосударственно-частногопартнерства, несмотрянаростстоимостибанковскогофинансирования.

Комувойна, акомуматьродна

Властигороданеотрицают, чтокризисповлиялнавсестартовавшиекосени 2008 годапроекты. Длякого-товлияниеоказалосьеслинегубительным, тоболезненным, впервуюочередьвпланесроковреализации, длякого-тооченьдажеположительным. Так, пословампредседателякомитетапоинвестициямистратегическимпроектамадминистрацииПетербургаАлексеяЧичканова, проекты, которыедокризисапрошли «точкуневозврата», заполторасложныхгодасмоглиподешеветь. Впримеронприводитстроительствоторговогоцентра Galeria наместе «ямы»уМосковскоговокзала: вкризисработынеостановились, ноинвесторсерьезносэкономилнастройматериалах. «Кризиссильнеевсегоповлиялнапроекты, экономикакоторыхбыларассчитанассущественнымидопущениямиибазироваласьнавесьмаоптимистическихпрогнозах, гденепропорциональныерискипланировалосьпереложитьнафинансовыеорганизацииилигосударство. Хорошопросчитанныеифинансовосбалансированныепроектыпродолжалиреализовыватьсяивкризис», — подчеркиваетг-нВайшнурс.

Хоббивышлобоком

БольнеевсегокризисударилпопланамразвитияостроваНоваяГолландия. Никтоиподуматьнемог, чтобизнесменШалваЧигиринский, создавшийдляреализациипроектавместеспартнеромИгоремКесаевымиз Mercury компанию «СТНоваяГолландия»ипригласившийдляразработкиархитектурнойконцепциилордаНорманаФостера, вмигстанетбанкротом. Несмотрянаочевиднуюэкономическуюнеэффективностьидеи, г-нЧигиринскийбылготоввложитьвеереализациюсначала 320, апотомивсе 800 млндолл. Ещевсентябре 2008 годаг-нЧигиринскийпроводилэкскурсиюпоострову, демонстрируяуникальныетехнологииукрепленияфундаментов, алетом 2009 годаегоактивыужеоказалисьарестованными. Реализацияпроектаостановилась. Mercury готовапродолжатьработы, ноеслинеизменитьюридическоелицовдоговоре, «НоваяГолландия»такжеможетпопастьвчислоарестованныхактивов. Процедурасменыинвесторавозможнатолькочерезконкурс, егопланируетсяобъявитьдоконцалетапослетого, какРосимуществоопределитусловияновогосоревнования. ВитогеполеттворческойфантазииНорманаФостера, приглянувшийсяг-нуЧигиринскому, сноваоказываетсяненужнымвПетербурге: объемызастройкиострова, атакжесуммуинвестицийпересмотрятвсторонузначительногоуменьшения.

Свояношанетянет

Вусловияхкризисагородскойбюджетзаботливосогласилсяприютитьпарочкузначимыхпроектов. «Везунчиком»сталаЮго-ЗападнаяТЭЦ. ОнадолжнабыластатьпервымчастнымэнергоисточникомвРоссии. Кризиспоказал, чтоамбициипокапреждевременны, икомпания «Синтез»вапреле 2009 годаотказаласьотпроекта. Городпринялцелевуюпрограммуна 18,8 млрдрублей, илетом 2009 годаработунаплощадкевозобновили. Косениподоспелскредитомна 8,8 млрдрублейСбербанк. ВитогепервоетеплоТЭЦдастужевотопительныйсезон 2010 года.

ЧутьраньшегрузответственностизастроительствостадионанаКрестовскомостровенаплечигородасбросил «Газпром»вобменнафинансированиеработпо «Охтацентру». Отпеременыместскоростьстроительстваареныдля «Зенита»увеличиласьнеслишкомсильно. Покасрокиограниченыокончаниемфутбольногосезона 2011 года, нореальностьэтихплановвызываетсомнения. Правда, здесьпроблеманестольковкризисе: амбициипровестинановойаренечетвертьфиналЧемпионатамирапофутболу 2018 годапотребовалисоблюдениятребованийФИФАиУЕФАиувеличениявместимостистадионас 62 до 67 тыс. зрителей. Подоспелииновыепожарныетребования. Пришлосьобъявитьконкурснаперепроектирование, онопродлитсядоконца 2010 года.

Тишеедешьдальшебудешь

Проектамкомплексногоосвоениятерриторийпришлось «выплывать»самостоятельно. Так, «Главстрой-СПб»притормозилразвитиерайона «Юнтолово», однакостроительство «СевернойДолины»удалосьначатьещедоокончаниякризиса. Вмае 2010 годаужеоткрытыпродажиквартир, вдекабресдаютсяпервыекорпусаплощадьюоколо 300 тыс. кв. м. Замедлилась «Балтийскаяжемчужина»: начавпродаватьквартирывсентябре 2008 года, китайскиеинвесторыклету 2009 годаобнаружилиотсутствиеспроса, накоторыйрассчитывали. За 2008–2009 годыпроданочутьболее 300 квартир, с 1 марта 2010 годаоткрытыпродаживещеодномдоме. Дальнейшаяскоростьразвитиякомплексабудетзависетьоттемповреализациинедвижимости. Впрочем, вкоммерческойсоставляющейкомплексавесной 2010 годасделансерьезныйпрорыв: Шанхайскаяиндустриально-инвестиционнаякомпанияифинскийконцерн SRV Group заключилисоглашениеосовместнойреализациипроектастроительствамногофункциональногокомплекса «Жемчужнаяплаза».

Полныйштиль

ИменнотакможноопределитьсейчассостояниепроектапоразвитиюнамывныхтерриторийвзападнойчастиВасильевскогоострова. Активностроитсяинеменееуспешноработаетужесосени 2008 годатольконовыйпассажирскийпорт «Морскойфасад»: внавигацию 2010 годаонприметболее 220 судов. В «ТерраНова», котораязанимаетсянамывом, отмечают, что «ведутпереговорыспотенциальнымиинвесторами», нозапоследниеполторагодаоновыхдоговоренностяхничегонеслышно. Компания «ПИК», собиравшаясяпостроитьнанамыве 1 млнкв. мжилья, свойучастокпродала.

Концептуальныйзастой

ДваамбициозныхпроектаГруппыВТБвПетербурге — «НевскаяРатуша»и «НабережнаяЕвропы»докризисаобзавелисьархитектурнымиконцепциямиизапустилиподготовительныеработы. Нотольковесной 2010 годадля «НевскойРатуши»былвыбрангенподрядчикиначалосьстроительство. Изменилисьсрокивводаочередейкомплекса, хотяинвесторуверяет, чтоэтонесвязаноспадениемспросанаофисныеплощади. ПродолжаетсяперебазированиеФГУП «Российскийнаучныйцентр «Прикладнаяхимия», наместекоторогобудетпостроена «НабережнаяЕвропы». Планировалось, чтоинститутокончательнопереедетвновоезданиек 2010 году, однакотеперьпереезднамечаетсяналето 2011 года. ВВТБуверены, чтонасрокиреализациипроектаэтазадержканеповлияет.

ПохожаяситуациясложиласьсразвитиемАпраксинадвора: в 2008 годувыбраныконцепцияиинвестор — «Главстрой-СПб», компаниипередановаренду 30 тыс. кв. мнедвижимостивкомплексе; небыстро, новсежерешаютсявопросыссобственникамизданий. Однакотольковмае 2010 годазавершенаисторико-культурнаяэкспертиза, котораяпоказала, чтопервоначальныйархитектурныйзамыселнеприемлем. Теперьинвесторупридетсязановопросчитыватьэкономикупроектаирешать, какдействоватьдальше.

Пролететьнадкризисом

Кризиспролетелмимопроектаразвитияаэропорта «Пулково». Конкурснаяпроцедура, стартовавшаявмае 2008 года, успешнозавершиласьвиюне 2009 года, победителемпризналиконсорциум «ВоздушныеворотаСевернойстолицы», представленныйбанкомВТБ икомпаниями Fraport AG и Horizon Air Investment. Проект, общаястоимостькоторогооцениваетсяв 1,2 млрдевро, ужеобеспеченкредитамиболеечемнаполовинунеобходимойсуммы. Передача «Пулково»консорциумузавершена, строительствоначнетсядоконцатекущегогодаизавершитсяв 2013 году.

Вожиданииинвестора

Кэтомумоментудоаэропортадолжен «доехать» «Надземныйэкспресс», маршрутпервойочередикоторогоосенью 2009 годарешиликардинальноизменить: онпойдетотМосковскоговокзаладо «Пулково». Г-нЧичкановпоясняет: прогнозпо «Надэксу»былоченьграмотным, новсе-таки «бумажным». Наэтотфакторналожилисьсложностиспривлечениемфинансированиявкризис. «Сновыммаршрутомпрогнозпотрафикумаксимальноприближенкреальностиздесьестьтрамвайноедвижение. Крометого, будетобеспеченпотокпассажировизаэропорта», — считаетг-нЧичканов. Возможно, удастсялокализоватьпроизводствосовременногоподвижногосоставанатерриторииПетербурга, чтооблегчитзадачуинвестора. Планируется, чтов 2010 годубудетобъявленвторойэтапконкурсанастроительствотрассы, ипятьпретендентов, ещевмае 2008 годапрошедшиепредквалификацию, наконецсмогутподатьзаявки.

Первыйблин

ЖдетинвестораиЗападныйскоростнойдиаметр, которыйдосихпорстроитсянабюджетныеденьги. Сначалаэтобылисредствагорода. Виюне 2008 года, когдабылвыбранконцессионер «ЗСД «Невскиймеридиан», появиласьнадежда, чтопервыйконцессионныйконкурсвРоссиипройдетудачно, пойдутчастныеденьгиисредстваИнвестфондаРФ. Ноиз-закризисаконцессионноесоглашениезаключенонебыло. Витогезимой 2009 годафедеральныевластипринялирешениепомочьгородувстроительстветрассыбюджетнымиденьгами, планируетсяновыйконкурс, ведутсяпереговорысдвумяпотенциальнымиконцессионерами. «Приманкой»дляинвесторадолжнастатьплатнаяэксплуатацияужеоткрытогоучасткатрассы, атакжерешениеправительстваРФопривлеченииоблигационногозаймаподгосгарантиина 25 млрдруб.

Светвконцетоннеля

Возможно, онстанетвиденужена XIV Петербургскоммеждународномэкономическомфоруме, гдедолжносостоятьсяподписаниемеморандумаореализациипроектаспобедителем (иединственнымучастником) концессионногоконкурсанастроительствоОрловскоготон-неля — «Невскойконцессионнойкомпанией». «ОпытОрловскоготоннелябудетявлятьсяпоказательным, посколькуэтовторойконцессионныйконкурспослеЗСД», — считаетг-нРыбаков. Ожидается, чтопроектированиепереправызавершитсядо 2011 года, ак 2015 годутоннельбудетпостроен.

Мелочь, априятно

ГубернаторПетербургаВалентинаМатвиенкоуверена: городникогданепотеряетинвестиционнойпривлекательности. Доконцаэтогогодабудетобъявленокакминимумодвухновыхинвестпроектах. «Петербург, благодаряоткрытостиповсемпроектамгосударственно-частногопартнерства, благодарясвоимспособампоискапартнеров (восновномречьидетомеждународныхфинансовыхорганизациях), даетинвесторувозможностьчувствоватьсебякомфортно», — говоритг-нЧичканов. РуководительпроектногонаправленияЦентрастратегическихразработок «Северо-Запад»ВикторияЖелтоваотмечает, чтоабсолютныепоказателиинвестицийвгород, особенновсферекоммерческойнедвижимости, значительноснизились, однакоэтоповсеместноеиобъективноеявление, анеснижениеинвестиционнойпривлекательностиименноСанкт-Петербурга.

ПодтверждениеинвестиционныйконкурснастроительствомусороперерабатывающегозаводавпоселкеЯнино, стартовавшийвноябре 2009 года. Интерескнемупроявили 5 компаний, предквалификациюудалосьпройтитрем, победителяпланируетсявыбратьвавгусте 2010 года. «Конкурсполучилтолькоположительныеотзывыфинансовыхорганизаций, ониготовыфинансироватькомпанию-победителя. Теперьучастникамнужнотольконайтилокальногопартнераипостроитьграмотнуюфинансовуюмодель», — говоритглавакомитета.

Однакопослекризисавластибудутставитьперединвесторамисовсеминыезадачи. «Нужныпроектывсфереобразования, здравоохранения. Онименеезатратныенеболее 100 млндолл., иболеепросчитываемыесточкизрениярентабельности», — говоритг-нЧичканов. По егословам, речьидетостроительствебольниц, частныхшкол, детскихсадов. ВынашиваетгородипланысозданиянаосновеГЧП «народныхпарковок». «Позавершенииостройфазыкризисаиприусловииактивнойрегиональнойполитики, нацеленнойнаразвитие, интереск продуманнымиобоснованныминвестиционнымпроектамтольковырос», — подчеркиваетг-жаЖелтова. Однимизперспективныхнаправленийэкспертыназываютфармацевтику. ЧтожименноосозданиифармацевтическогокластеравПетербургебылозаявленовначале 2010 года, кактолькофинансоваяситуацияначалаулучшаться. Активностиинвесторовдолгождатьнепришлось, изаполгодаосновнаяплощадкабылаполностьюраспределенамеждупятьюкомпаниями.

 

КОММЕНТАРИИ:

Андрей Мушкарев

генеральный директор Inflot Cruise & Ferry

 

В 2009 году Петербург посетило около 430 тыс. круизных туристов. С открытием паромной линии ST.PETER LINE эта цифра увеличится до 600 тыс. Запуск паромного причала «Морского фасада» повлияет если не на количество туристов, приезжающих морем, то уж точно на качество обслуживания.

ВладимирГронский
координаторкоммуникационныхпроектовОАО «Газпромнефть»вСПБИЛЕНОБЛАСТИ

Крупнейшиеинвестиционныедевелоперскиепроектысоздаютусловиядлякомфортнойработыкрупныхкомпанийистимулируютростделовойактивности. Такиепроектыразгружаютцентргорода. Такжеонипредлагаютработающиесхемыреновациидепрессивныхиполудепрессивныхтерриторий. И, наконец, такиепроектыформируютвПетербургеновыепубличныепространства, привлекательныедлятуристов. ИностранныегостинемогутбесконечнолюбоватьсяНевскимпроспектомиЗимнимдворцом. Проекты «Охтацентр», «НабережнаяЕвропы»иряддругихрешаютуказаннуюпроблему, предусматриваясозданиеяркихкультурныхобъектов.

 

ИринаЛапеченкова

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников