Естественный отбор
КризиспроверилнапрочностьамбициозныепроектыВолнакризиса, захлестнувшаявесьмириПетербургвместе снимосенью 2008 годаиначавшаяотступатьвконце 2009 года, сталасвоеобразным «сеансомочищения»дляамбициозныхгородскихпроектов. СтартовавшиеспомпоймногочисленныезамыслыСмольногостоимостьювдесяткимиллионов, аиногдаимиллиардыевро, закризисныемесяцы похудели, видоизменились, атоивовсеостановились. Скорректированыипотребностигорода: Петербургтеперьзовет частныйбизнесвсоциальнуюсферу.
Непростаяфинансоваяситуациядолжнабыласделатьроссийскихбизнесменовболеерациональными. Вомногомтаквитогеивышло: инвесторыгораздотщательнееподходятканализурисков, пытаютсяоптимизироватьзатраты. «Кризис, привсемегонегативномвоздействиинаэкономикуисоциальнуюсферу, скорректироваложиданиявладельцевпоприбыльности, аинвестиционныестратегиисталиболеереалистичными», — отмечаетруководительдепартаментакорпоративныхфинансоввСеверномрегионекомпании «ДелойтиТушСНГ»АнтонВайшнурс. Старшийюрист Capital Legal Services ВалентинРыбаковподчеркивает, чтодействияпоподдержкебанковскойсистемынедаливнешнимусловиямизменитьсядокритическихдляпроектовгосударственно-частногопартнерства, несмотрянаростстоимостибанковскогофинансирования.
Комувойна, акомуматьродна
Властигороданеотрицают, чтокризисповлиялнавсестартовавшиекосени 2008 годапроекты. Длякого-товлияниеоказалосьеслинегубительным, тоболезненным, впервуюочередьвпланесроковреализации, длякого-то — оченьдажеположительным. Так, пословампредседателякомитетапоинвестициямистратегическимпроектамадминистрацииПетербургаАлексеяЧичканова, проекты, которыедокризисапрошли «точкуневозврата», заполторасложныхгодасмоглиподешеветь. Впримеронприводитстроительствоторговогоцентра Galeria наместе «ямы»уМосковскоговокзала: вкризисработынеостановились, ноинвесторсерьезносэкономилнастройматериалах. «Кризиссильнеевсегоповлиялнапроекты, экономикакоторыхбыларассчитанассущественнымидопущениямиибазироваласьнавесьмаоптимистическихпрогнозах, гденепропорциональныерискипланировалосьпереложитьнафинансовыеорганизацииилигосударство. Хорошопросчитанныеифинансовосбалансированныепроектыпродолжалиреализовыватьсяивкризис», — подчеркиваетг-нВайшнурс.
Хоббивышлобоком
БольнеевсегокризисударилпопланамразвитияостроваНоваяГолландия. Никтоиподуматьнемог, чтобизнесменШалваЧигиринский, создавшийдляреализациипроектавместеспартнеромИгоремКесаевымиз Mercury компанию «СТНоваяГолландия»ипригласившийдляразработкиархитектурнойконцепциилордаНорманаФостера, вмигстанетбанкротом. Несмотрянаочевиднуюэкономическуюнеэффективностьидеи, г-нЧигиринскийбылготоввложитьвеереализациюсначала 320, апотомивсе 800 млндолл. Ещевсентябре 2008 годаг-нЧигиринскийпроводилэкскурсиюпоострову, демонстрируяуникальныетехнологииукрепленияфундаментов, алетом 2009 годаегоактивыужеоказалисьарестованными. Реализацияпроектаостановилась. Mercury готовапродолжатьработы, ноеслинеизменитьюридическоелицовдоговоре, «НоваяГолландия»такжеможетпопастьвчислоарестованныхактивов. Процедурасменыинвесторавозможнатолькочерезконкурс, егопланируетсяобъявитьдоконцалета — послетого, какРосимуществоопределитусловияновогосоревнования. ВитогеполеттворческойфантазииНорманаФостера, приглянувшийсяг-нуЧигиринскому, сноваоказываетсяненужнымвПетербурге: объемызастройкиострова, атакжесуммуинвестицийпересмотрятвсторонузначительногоуменьшения.
Свояношанетянет
Вусловияхкризисагородскойбюджетзаботливосогласилсяприютитьпарочкузначимыхпроектов. «Везунчиком»сталаЮго-ЗападнаяТЭЦ. ОнадолжнабыластатьпервымчастнымэнергоисточникомвРоссии. Кризиспоказал, чтоамбициипокапреждевременны, икомпания «Синтез»вапреле 2009 годаотказаласьотпроекта. Городпринялцелевуюпрограммуна 18,8 млрдрублей, илетом 2009 годаработунаплощадкевозобновили. Косениподоспелскредитомна 8,8 млрдрублейСбербанк. ВитогепервоетеплоТЭЦдастужевотопительныйсезон 2010 года.
ЧутьраньшегрузответственностизастроительствостадионанаКрестовскомостровенаплечигородасбросил «Газпром»вобменнафинансированиеработпо «Охтацентру». Отпеременыместскоростьстроительстваареныдля «Зенита»увеличиласьнеслишкомсильно. Покасрокиограниченыокончаниемфутбольногосезона 2011 года, нореальностьэтихплановвызываетсомнения. Правда, здесьпроблеманестольковкризисе: амбициипровестинановойаренечетвертьфиналЧемпионатамирапофутболу 2018 годапотребовалисоблюдениятребованийФИФАиУЕФАиувеличениявместимостистадионас 62 до 67 тыс. зрителей. Подоспелииновыепожарныетребования. Пришлосьобъявитьконкурснаперепроектирование, онопродлитсядоконца 2010 года.
Тишеедешь — дальшебудешь
Проектамкомплексногоосвоениятерриторийпришлось «выплывать»самостоятельно. Так, «Главстрой-СПб»притормозилразвитиерайона «Юнтолово», однакостроительство «СевернойДолины»удалосьначатьещедоокончаниякризиса. Вмае 2010 годаужеоткрытыпродажиквартир, вдекабресдаютсяпервыекорпусаплощадьюоколо 300 тыс. кв. м. Замедлилась «Балтийскаяжемчужина»: начавпродаватьквартирывсентябре 2008 года, китайскиеинвесторыклету 2009 годаобнаружилиотсутствиеспроса, накоторыйрассчитывали. За 2008–2009 годыпроданочутьболее 300 квартир, с 1 марта 2010 годаоткрытыпродаживещеодномдоме. Дальнейшаяскоростьразвитиякомплексабудетзависетьоттемповреализациинедвижимости. Впрочем, вкоммерческойсоставляющейкомплексавесной 2010 годасделансерьезныйпрорыв: Шанхайскаяиндустриально-инвестиционнаякомпанияифинскийконцерн SRV Group заключилисоглашениеосовместнойреализациипроектастроительствамногофункциональногокомплекса «Жемчужнаяплаза».
Полныйштиль
ИменнотакможноопределитьсейчассостояниепроектапоразвитиюнамывныхтерриторийвзападнойчастиВасильевскогоострова. Активностроитсяинеменееуспешноработаетужесосени 2008 годатольконовыйпассажирскийпорт «Морскойфасад»: внавигацию 2010 годаонприметболее 220 судов. В «ТерраНова», котораязанимаетсянамывом, отмечают, что «ведутпереговорыспотенциальнымиинвесторами», нозапоследниеполторагодаоновыхдоговоренностяхничегонеслышно. Компания «ПИК», собиравшаясяпостроитьнанамыве 1 млнкв. мжилья, свойучастокпродала.
Концептуальныйзастой
ДваамбициозныхпроектаГруппыВТБвПетербурге — «НевскаяРатуша»и «НабережнаяЕвропы»докризисаобзавелисьархитектурнымиконцепциямиизапустилиподготовительныеработы. Нотольковесной 2010 годадля «НевскойРатуши»былвыбрангенподрядчикиначалосьстроительство. Изменилисьсрокивводаочередейкомплекса, хотяинвесторуверяет, чтоэтонесвязаноспадениемспросанаофисныеплощади. ПродолжаетсяперебазированиеФГУП «Российскийнаучныйцентр «Прикладнаяхимия», наместекоторогобудетпостроена «НабережнаяЕвропы». Планировалось, чтоинститутокончательнопереедетвновоезданиек 2010 году, однакотеперьпереезднамечаетсяналето 2011 года. ВВТБуверены, чтонасрокиреализациипроектаэтазадержканеповлияет.
ПохожаяситуациясложиласьсразвитиемАпраксинадвора: в 2008 годувыбраныконцепцияиинвестор — «Главстрой-СПб», компаниипередановаренду 30 тыс. кв. мнедвижимостивкомплексе; небыстро, новсежерешаютсявопросыссобственникамизданий. Однакотольковмае 2010 годазавершенаисторико-культурнаяэкспертиза, котораяпоказала, чтопервоначальныйархитектурныйзамыселнеприемлем. Теперьинвесторупридетсязановопросчитыватьэкономикупроектаирешать, какдействоватьдальше.
Пролететьнадкризисом
Кризиспролетелмимопроектаразвитияаэропорта «Пулково». Конкурснаяпроцедура, стартовавшаявмае 2008 года, успешнозавершиласьвиюне 2009 года, победителемпризналиконсорциум «ВоздушныеворотаСевернойстолицы», представленныйбанкомВТБ икомпаниями Fraport AG и Horizon Air Investment. Проект, общаястоимостькоторогооцениваетсяв 1,2 млрдевро, ужеобеспеченкредитамиболеечемнаполовинунеобходимойсуммы. Передача «Пулково»консорциумузавершена, строительствоначнетсядоконцатекущегогодаизавершитсяв 2013 году.
Вожиданииинвестора
Кэтомумоментудоаэропортадолжен «доехать» «Надземныйэкспресс», маршрутпервойочередикоторогоосенью 2009 годарешиликардинальноизменить: онпойдетотМосковскоговокзаладо «Пулково». Г-нЧичкановпоясняет: прогнозпо «Надэксу»былоченьграмотным, новсе-таки «бумажным». Наэтотфакторналожилисьсложностиспривлечениемфинансированиявкризис. «Сновыммаршрутомпрогнозпотрафикумаксимальноприближенкреальности — здесьестьтрамвайноедвижение. Крометого, будетобеспеченпотокпассажировизаэропорта», — считаетг-нЧичканов. Возможно, удастсялокализоватьпроизводствосовременногоподвижногосоставанатерриторииПетербурга, чтооблегчитзадачуинвестора. Планируется, чтов 2010 годубудетобъявленвторойэтапконкурсанастроительствотрассы, ипятьпретендентов, ещевмае 2008 годапрошедшиепредквалификацию, наконецсмогутподатьзаявки.
Первыйблин
ЖдетинвестораиЗападныйскоростнойдиаметр, которыйдосихпорстроитсянабюджетныеденьги. Сначалаэтобылисредствагорода. Виюне 2008 года, когдабылвыбранконцессионер «ЗСД «Невскиймеридиан», появиласьнадежда, чтопервыйконцессионныйконкурсвРоссиипройдетудачно, пойдутчастныеденьгиисредстваИнвестфондаРФ. Ноиз-закризисаконцессионноесоглашениезаключенонебыло. Витогезимой 2009 годафедеральныевластипринялирешениепомочьгородувстроительстветрассыбюджетнымиденьгами, планируетсяновыйконкурс, ведутсяпереговорысдвумяпотенциальнымиконцессионерами. «Приманкой»дляинвесторадолжнастатьплатнаяэксплуатацияужеоткрытогоучасткатрассы, атакжерешениеправительстваРФопривлеченииоблигационногозаймаподгосгарантиина 25 млрдруб.
Светвконцетоннеля
Возможно, онстанетвиденужена XIV Петербургскоммеждународномэкономическомфоруме, гдедолжносостоятьсяподписаниемеморандумаореализациипроектаспобедителем (иединственнымучастником) концессионногоконкурсанастроительствоОрловскоготон-неля — «Невскойконцессионнойкомпанией». «ОпытОрловскоготоннелябудетявлятьсяпоказательным, посколькуэтовторойконцессионныйконкурспослеЗСД», — считаетг-нРыбаков. Ожидается, чтопроектированиепереправызавершитсядо 2011 года, ак 2015 годутоннельбудетпостроен.
Мелочь, априятно
ГубернаторПетербургаВалентинаМатвиенкоуверена: городникогданепотеряетинвестиционнойпривлекательности. Доконцаэтогогодабудетобъявленокакминимумодвухновыхинвестпроектах. «Петербург, благодаряоткрытостиповсемпроектамгосударственно-частногопартнерства, благодарясвоимспособампоискапартнеров (восновномречьидетомеждународныхфинансовыхорганизациях), даетинвесторувозможностьчувствоватьсебякомфортно», — говоритг-нЧичканов. РуководительпроектногонаправленияЦентрастратегическихразработок «Северо-Запад»ВикторияЖелтоваотмечает, чтоабсолютныепоказателиинвестицийвгород, особенновсферекоммерческойнедвижимости, значительноснизились, однакоэтоповсеместноеиобъективноеявление, анеснижениеинвестиционнойпривлекательностиименноСанкт-Петербурга.
Подтверждение — инвестиционныйконкурснастроительствомусороперерабатывающегозаводавпоселкеЯнино, стартовавшийвноябре 2009 года. Интерескнемупроявили 5 компаний, предквалификациюудалосьпройтитрем, победителяпланируетсявыбратьвавгусте 2010 года. «Конкурсполучилтолькоположительныеотзывыфинансовыхорганизаций, ониготовыфинансироватькомпанию-победителя. Теперьучастникамнужнотольконайтилокальногопартнераипостроитьграмотнуюфинансовуюмодель», — говоритглавакомитета.
Однакопослекризисавластибудутставитьперединвесторамисовсеминыезадачи. «Нужныпроектывсфереобразования, здравоохранения. Онименеезатратные — неболее 100 млндолл., иболеепросчитываемыесточкизрениярентабельности», — говоритг-нЧичканов. По егословам, речьидетостроительствебольниц, частныхшкол, детскихсадов. ВынашиваетгородипланысозданиянаосновеГЧП «народныхпарковок». «Позавершенииостройфазыкризисаиприусловииактивнойрегиональнойполитики, нацеленнойнаразвитие, интереск продуманнымиобоснованныминвестиционнымпроектамтольковырос», — подчеркиваетг-жаЖелтова. Однимизперспективныхнаправленийэкспертыназываютфармацевтику. Чтож — именноосозданиифармацевтическогокластеравПетербургебылозаявленовначале 2010 года, кактолькофинансоваяситуацияначалаулучшаться. Активностиинвесторовдолгождатьнепришлось, изаполгодаосновнаяплощадкабылаполностьюраспределенамеждупятьюкомпаниями.
КОММЕНТАРИИ:
Андрей Мушкарев
- генеральный директор Inflot Cruise & Ferry
В 2009 году Петербург посетило около 430 тыс. круизных туристов. С открытием паромной линии ST.PETER LINE эта цифра увеличится до 600 тыс. Запуск паромного причала «Морского фасада» повлияет если не на количество туристов, приезжающих морем, то уж точно на качество обслуживания.
- ВладимирГронский
- координаторкоммуникационныхпроектовОАО «Газпромнефть»вСПБИЛЕНОБЛАСТИ
Крупнейшиеинвестиционныедевелоперскиепроектысоздаютусловиядлякомфортнойработыкрупныхкомпанийистимулируютростделовойактивности. Такиепроектыразгружаютцентргорода. Такжеонипредлагаютработающиесхемыреновациидепрессивныхиполудепрессивныхтерриторий. И, наконец, такиепроектыформируютвПетербургеновыепубличныепространства, привлекательныедлятуристов. ИностранныегостинемогутбесконечнолюбоватьсяНевскимпроспектомиЗимнимдворцом. Проекты «Охтацентр», «НабережнаяЕвропы»иряддругихрешаютуказаннуюпроблему, предусматриваясозданиеяркихкультурныхобъектов.
ИринаЛапеченкова