Санкт-Петербург и область, 24 июн 2021, 10:02

В Петербурге принимают долгожданный закон о земле для бизнеса

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Петербургские экономисты поддержали инициативу городских властей, планирующих без конкурса раздавать городскую землю представителям среднего промышленного бизнеса. По их мнению, так город сможет устранить одно из основных препятствий на пути инвесторов, желающих создать в Петербурге новое предприятие.

Одобрили идеи и депутаты петербургского парламента — накануне они приняли за основу законопроект, разрешающий Смольному предоставлять инвесторам земельные участки без торгов, целевым назначением под строительство промышленных и инжиниринговых предприятий. Однако некоторые парламентарии, озабоченные возможностью злоупотребления вводимой льготой, обратили внимание на отсутствие должного контроля за целевым использованием земли и потребовали внести в законопроект соответствующие дополнения. В результате при обсуждении возник горячий спор.

Привлечь средние капиталовложения

Новая норма оформлена в виде поправки в закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования». Законопроект внесла фракция партии «Единая Россия» в ЗакСе.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров уверен: «Такой шаг позволит, наряду с масштабными стратегическими проектами, привлечь в городскую экономику и меньшие по размерам капиталовложения, которые, тем не менее, станут весомым вкладом в расширение реального сектора, создание новых рабочих мест и сохранение за Санкт-Петербургом индустриального лидерства».

Серьезное препятствие

Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко согласна с главным аргументом инициаторов законопроекта — он призван устранить одно из основных препятствий на пути инвесторов, желающих создать в Петербурге новое, среднее по мощности, промышленное предприятие.

Это препятствие, связанное с получением инвестором земельного участка под строительство, представлявший в ЗакСе законопроект депутат Алексей Макаров объяснил так: «Создание нового промышленного предприятия имеет свою специфику. В отличии от ларька, который можно поставить везде, новое промышленное предприятие требует проработки проекта в привязке к конкретному земельному участку. Учет коммуникаций, разного рода инфраструктуры, логистики, возможностей цепочек кооперации, сбыта продукции, кадровых ресурсов и т.д. возможно сделать только в привязке к конкретной территории. Разработка проекта при этом оказывается довольно дорогостоящей. Нынешний порядок получения земельного участка предусматривает конкурс. Но выходя на такой конкурс, инвестор не имеет гарантии получения земельного участка». Отсутствие такой гарантии серьезно увеличивает риск потерять все вложения в разработку проекта при проигрыше на конкурсе. Поэтому средние промышленные инвесторы как правило отказываются участвовать в конкурсах.

Крупные промышленные инвесторы находятся в лучшем положении — для них закон предусматривает возможность получения земли без конкурса для реализации стратегических инвестиционных проектов с объемом инвестиций не менее 2 млрд рублей. Средние и мелкие могут без конкурса получить место только в Особой экономической зоне, но для этого они должны удовлетворять определенным критериям, которым соответствуют немногие. В результате у них остается лишь один путь — участвовать в обычных открытых конкурсах на равных правах со всеми претендентами. Но это промышленным инвесторам не подходит — и в результате Петербург не получает новое предприятие.

Остались без Mercedes

Елена Ткаченко поясняет важность этой проблемы для экономики Петербурга и жителей города: «Это прежде всего средние компании, обычно выступающие субподрядчиками крупных. Если и те, и другие расположены в одном регионе, это создает синергетический эффект, подчас превосходящий по эффективности вклад самой крупной компании. Но Петербург серьезно проигрывает другим регионам по качеству таких местных поставщиков».

Она напоминает о печальных примерах, когда проекты, которые могли быть весьма эффективными и перспективными с точки зрения создания рабочих мест и появления конкурентоспособных производств мирового уровня не создавались в Петербурге, потому что невозможно было согласовать получение земельного участка с необходимыми характеристиками. Яркий пример — история с компаний Mercedes (завод ООО «Мерседес Бенц Мануфактуринг Рус» — это по масштабам среднее предприятие). Компания, по ее сведениям, вела предварительные переговоры о размещении производства в Санкт-Петербурге, но не получила желаемый участок в Шушарах и ушла в Подмосковье. В результате Петербург потерял знакового мирового автопроизводителя.

Алексей Макаров в связи с этим напомнил, что Ленинградская область давно приняла норму, подобную обсуждаемой сейчас в Петербурге. «И это позволяет нашим соседям весьма успешно переманивать инвестиции, которые вполне могли бы остаться в Санкт-Петербурге», — отметил он.

Правильный законопроект

«Так что данный законопроект, значительно облегчающий решение этой проблемы, безусловно нужный, важный и очень полезный», — уверена Елена Ткаченко.

Она отмечает ещё одну важную, по ее мнению, деталь. Содержащийся в законопроекте перечень разрешенных для получения без конкурса земли промышленных профилей (отраслей) не только содержит все профили, относящиеся к обрабатывающим производствам, но также и инжиниринг (по классификации Росстата это «производственная и научно-производственная деятельность»). «Для современной промышленности инжиниринг играет крайне важную роль разработчика прототипа и доведения разработки до серийного образца. Если инжиниринг технологический, то это технологическое сопровождение бизнеса «под ключ». Инжиниринг должен располагаться в непосредственной близости от своего промышленного партнера. Так что инжиниринговые центры обязательно должны располагаться в промзонах. Тем более в петербургских, поскольку наша специфика — не конвейерное производство, а наукоемкая промышленность», — говорит эксперт.

Безконкурсное предоставление земли она также считает вполне обоснованным. «Это вредило бы конкуренции, если бы у нас стояла очередь из инвесторов. Но ее нет, — отмечает Елена Ткаченко. — Инвесторы хотят получить готовые, оборудованные площадки, но их нет (они все заняты), а заниматься таким оборудованием средний бизнес не очень хочет. Если кто-то из них вдруг все-таки захочет — это надо всячески приветствовать и помогать ему». Алексей Макаров в связи с этим сообщил, что, согласно информации Комитета по промышленности, существует серьезный неудовлетворенный спрос со стороны промышленников, которые готовы вложить от 300 до 700 млн рублей в создание новых предприятий.

Не панацея

В то же время данный законопроект, по мнению экономистов, не решает всех проблем современных промышленных инвесторов. «Средние компании как правило не могут на свои деньги оборудовать площадку и построить свои объекты. А наш Фонд поддержки промышленности не кредитует создаваемые объекты — только развитие существующих. Необходима система упрощенного кредитования под будущие объекты. Тогда желающих строить прибавится. Но банковская система пока не очень дружелюбна к промышленности», — утверждает Елена Ткаченко.

Кроме того, в договорах с энергоснабжающими организациями нет фиксации тарифов на коммунальные услуги для новых промышленных инвестиционных проектов. Хотя в других странах такой механизм, по словам собеседницы РБК Петербург, давно существует — возникающую со временем разницу с меняющимися тарифами (из-за инфляции и других причин) компенсирует бюджет региона, который заинтересован в приходе инвестора. «Как показывает практика, это один из самых действенных инструментов привлечения инвестиций в промышленность. Наши власти пока на это идти не готовы, к сожалению», — с горечью отмечает она.

Еще одна проблема, говорит эксперт, связана с форматом российских промзон. По ее словам, во всем мире промзоны уже давно формируются как сложные промышленно-логистические комплексы. В них складское хозяйство, транспортная доставка и прочие необходимые сервисы должны быть максимально приближены к промышленным объектам. А у нас логистические компании не могут размещаться в промзоне, потому что не соответствуют формальному назначению той или иной промзоны. Получается нарушение современной экосистемы. Причину такого казуса Елена Ткаченко видит в противоречии между определением производственных территорий в Генплане Санкт-Петербурга, где логистическая деятельность входит в функционал производственных территорий, и Паспортом промышленных зон Санкт-Петербурга, согласно которому зоны имеют приоритеты по размещению производств по отраслевому принципу, логистика сводится к дорожной доступности.

«Все эти проблемы еще предстоит решать. Потому что в принципе востребованность есть. У нас наблюдается заметное оживление в некоторых секторах промышленности, куда есть возможность привлечь достаточно большое количество средних компаний, готовых участвовать в цепочках создания стоимости, которые запускают крупные компании. Но у Петербурга сейчас готовность принимать такие, средние, компании не на должном уровне», — отмечает Елена Ткаченко.

Угроза злоупотреблений

Депутаты, участвовавшие в обсуждении законопроекта, отметили еще один недостаток — отсутствие как в самом законе о порядке предоставления городской недвижимости, так и во вводимой поправке достаточных мер против злоупотреблений.

Депутат Ирина Иванова усомнилось в гарантиях целевого использования земель, выделяемых без конкурса. Алексей Макаров напомнил, что в самом законе, в который вносится поправка, уже предусмотрен довольно широкий спектр случаев, когда земля предоставляется без конкурса — это касается организаций спорта, культуры, социального обслуживания. «Потенциально недобросовестный субъект скорее предпочтет получить без конкурса участок под эти виды деятельности. Это гораздо проще, чем заморачиваться с промышленным участком, для которого надо создавать и реализовывать дорогостоящий проект, а потом терять эти затраты», — резонно заметил он.

Алексей Макаров считает достаточными два условия, упоминающиеся в поправке. Первое — что земля предоставляется только для строительства промышленных предприятий, основной вид деятельности которых соответствует закрытому перечню ОКВЭД «Обрабатывающие производства». Второе — земельный участок должен по Генплану иметь вид разрешенного использования ПД, то есть, промышленность. Впрочем, он оговаривается: «Другое дело, чтобы земли промышленности не переводились в другое назначение, например, в 3ЖД. Но это зависит от всех нас, от Законодательного собрания, которое принимает закон о Генплане. Такого не должно происходить». Ирина Иванова предложила ввести жесткий мораторий на перевод земель, полученных без конкурса, в другое назначение.

Депутат Михаил Амосов возражает против отмены конкурсов по двум причинам. Первая — устранение конкуренции. «Как нам убедиться, что предложение конкретного инвестора оптимально? Ведь может существовать другой инвестор, который представит более выгодное для Петербурга предложение на тот же участок. Если мы не выставляем их предложения на конкурс, то как мы определим, что предложение выбранного инвестора оптимально, что предлагаемая им цена за землю не занижена?», — задал он вопрос Алексею Макарову, который на этот вопрос по существу не ответил.

Кроме того, Михаил Амосов считает, что вводимая норма создает возможность для коррупции. «Что такое — без конкурса? Это же значит, что кто-то с кем-то заранее договорился на непонятных условиях. Конкурс помогает избежать коррупции, а мы его отменяем», — недоумевает депутат. На это Алексей Макаров возразил, что Комитет по инвестициям постоянно готовит пакеты предложений для инвесторов и договаривается с ними об условиях, чтобы инвестора не перехватила Ленобласть. «Комитет постоянно с кем-то договаривается, но это не коррупция», — настаивал он и напомнил о двух условиях предоставления земли, которые он считает достаточными преградами от коррупции.

Депутат Оксана Дмитриева считает существующие меры недостаточными и намерена внести ко второму чтения поправку, предусматривающую регулярные проверки целевого использования земель, предоставленных без конкурса. Также она считает необходимым изменить методику оценки экономической эффективности использования земель.

Поправки ко второму чтению вносятся до пятницы, 25 июня, включительно. Поскольку депутаты решили устроить 30 июня перерыв в пленарных заседаниях, то когда состоится второе чтение пока не известно.

Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist