Санкт-Петербург и область, 24 июл 2014, 18:58

Петербургские градозащитники оспорят новый закон о зонах охраны

Градозащитники подали в Городской суд Санкт-Петербурга заявление о признании недействующим нового закона о зонах охраны объектов культурного наследия Петербурга . Об этом журналистам сегодня сообщили представители градозащитных организаций города.
Читать в полной версии
Фото: vk.com/club22378887

Градозащитники подали в Городской суд Санкт-Петербурга заявление о признании недействующим нового закона о зонах охраны объектов культурного наследия Петербурга . Об этом журналистам сегодня сообщили представители градозащитных организаций города.

По словам председателя РОО "Охтинская дуга" Елены Малышевой, заявление было подано 14 июля, в первый день вступления в силу нового закона. Напомним, документ был принят Законодательным собранием Петербурга к конце июня. Среди заявителей представители «Охтинской дуги» Елена Малышева, Анна Чернова и активист группы ЭРА Николай Лаврентьев.

"Этот закон мы оспариваем уже в четвертый раз. Мы оспаривали ряд его положений, когда это касалось Гастелло, Новоадмиралтейского острова и когда это касалось театра Аллы Пугачевой. Мы этот закон оспаривали кусками, потом положениями, а новую версию мы оспариваем целиком", - сообщила РБК-Петербург Е.Малышева.

По словам Николая Лавреньтева, претензии у градозащитников есть как по процедуре принятия нового закона (они жалуются, в частности, на отсутствие публичных слушаний), так и по содержанию документа. По их мнению, закон не отвечает требованиям положения о зонах охраны объектов культурного наследия, которое предписывает представлять предложения по отклонению от принятых архитектурных норм при согласовании Министерства культуры и по решению органов, утверждающих режимы охраны.

В новом же законе указано, что разрешение будет выдавать не Минкульт, а КГИОП. Кроме того, закон предусматривает возможные отклонения для "объектов, имеющих особое социальное значение для Санкт-Петербурга". "О чем может идти речь, если в РФ есть приоритет охраны объектов культурного наследия - это государственная задача и вытекает она из международных конвенций", - возмущается Н.Лаврентьев.

Другим "слабым звеном" в новом законе является описание границ зон охраны. Так, они описаны не по базисным кварталам и улицам, как это было раньше, а по кадастровым номерам земельных участков. "У нас правообладатель может менять земельный участок и его границы так, как он захочет, потому что ему принадлежит этот участок. Тем самым закон приведет к тому, что правообладатель, меняя границы своего участка, будет менять границы зоны охраны", - говорит Н.Лаврентьев. Изменение же границ зон охраны возможно только по согласованию с Министерством культуры, но получается, по словам активиста, что городской закон этот момент упростил.

Отметим, что всего за минувшие пять лет градозащитники города выиграли порядка 20 судебных дел. Из них 15 решений вступили в законную силу и не были отменены во второй инстанции. Так, среди объектов, которые удалось защитить значатся: Митрофаниевское кладбище, квартал 2А Ульянки у парка Александрино, Деминский сад, Аракчеевские казармы, Чесменский дворец и др. Кроме того, в суде была доказана незаконность строительства Ново-Адмиралтейского моста и театра Аллы Пугачевой в устье реки Смоленки.

Но на сегодняшний день, по словам градозащитников, остаются открытыми вопросы по сохранению Конюшенного ведомства, где проводятся работы по приспособлению исторического здания под апарт-отель, Никольским рядам и по парку Александрино, где несмотря на судебное решение продолжаются работы.

В целом, как отмечают градозащитники, судебная практика не способна защитить город. "Судебная практика в защиту города не работает, потому что ей не хватает рычагов для доведения решений своих для реализации", - отмечает Тамара Ведерникова, помощник депутата Госдумы РФ Ильи Пономарева.

По словам заместителя председателя Митрофаниевского союза Ильи Попова, большинство существующих нарушений связано с лобби. "Значительная часть памятников и рядовой застройки Петербурга поставлена под удар. И мы даже не успеваем осознать, например, что вся придомовая территория исчезла или кому-то продана", - говорит он.

Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания