Санкт-Петербург и область, 24 сен, 18:47

В Петербурге снизили прогноз роста турпотока почти до нуля

Читать в полной версии
(Фото: РБК)

Ассоциация туроператоров России (АТОР) снизила прогноз по приросту турпотока в Петербург в 2025 году с 10% до 1–2% на фоне охлаждения экономики, роста цен и сбоев в авиаперевозках. По данным сервиса «Туту», спрос на путешествия самолетом в Петербург этим летом снизился на 11% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, доля авиапутешествий по России за год сократилась с 17% до 15%.

Как подсчитал РБК Петербург, в январе-августе в Северной столице запускали план «Ковер» 17 раз. В общей сложности в аэропортах России ограничения вводили не менее 479 раз.

Не охлаждение, а стабилизация

«Сейчас прогноз на Петербург — 1-2% прироста турпотока по отношению к 2024 году», — сообщил вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. В начале года в АТОР прогнозировали прирост на уровне 10%.

В Пулково констатируют, что в первом полугодии пассажиропоток аэропорта составил 9,7 млн человек, что больше показателя за аналогичный период прошлого года только на 1%. Судя по статистике, рост произошел за счет международных перевозок: в январе-июне перевезено на 16% больше пассажиров, чем годом ранее. Объем внутренних перевозок снизился на 2%.

«В 2025 году предпосылок для значительной корректировки ситуации пока нет. Предполагаем, что будет оставаться в тех же объемах перевозок», — отметили в пресс-службе Пулково.

В Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга по-прежнему рассчитывают на прирост турпотока на 10%. В 2024 году положительная динамика составляла 23%. В пресс-службе ведомства подчеркнули, что снижение темпов говорит не об охлаждении интереса к Петербургу, а о стабилизации показателей.

«Скачок 2024 года был связан с восстановлением туристического потока после пандемии, сейчас ситуация стабилизируется, и ежегодный прирост будет составлять до 10%», — прогнозируют в комитете.

При этом в прогнозе социально-экономического развития Петербурга темпы прироста ниже. Согласно документу, по итогам 2025 года город могут посетить 12,3 млн туристов, что на 6,4% выше показателя 2024 года.

Менее позитивными оценками делится бизнес. По мнению эксперта Российского союза туриндустрии (РСТ), руководителя сервиса бронирования путешествий «Турслет» (входит в «Слетать.ру») Марии Журавлевой, реалистичный прогноз по приросту туристического потока в Петербург по итогам 2025 года — 2–6 %.

«Если ситуация с авиасообщением значительно улучшится, то к концу 2025 года прирост турпотока в Петербург может вернуться к 5–10%», — заключает эксперт.

Сошлись сразу несколько факторов

Сергей Ромашкин подчеркивает: главную причину снижения динамики туристического потока выделить сложно.

«Здесь действуют сразу 5-6 факторов. Один из них — проблемы с авиасообщением. Также туристы озабочены ростом цен — стоимость отелей за год выросла на 15%, авиаперевозок — на 7−8%. Кроме того, происходит охлаждение экономики. Потребление сокращается во всех категориях — авто, бытовая техника, развлечения, туризм. Люди стараются больше сберегать и меньше тратить», — отметил он.

В Пулково полагают, что снижение показателей в сегменте внутреннего туризма связано с перераспределением спроса на внутреннем рынке и увеличением предложения на международных направлениях. Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы объясняет низкую динамику турпотока тем, что россияне начинают «уставать» от внутреннего туризма: отложенный спрос, сформированный за время пандемии, по его мнению, уже компенсирован.

Как авиасбои влияют на перевозки

Сбои в авиаперевозках также отразились на статистике. Как сообщили в Пулково, общая оценка недополученной выручки и дополнительных издержек терминала составляет на текущий момент более 200 млн рублей. За 8 месяцев аэропорт потерял 13% трафика в перевозках в направлении Москвы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

РБК Петербург проанализировал ситуацию в 35 наиболее загруженных аэропортах России. Исходя из информации, опубликованной за 8 месяцев в telegram-канале пресс-секретаря Росавиации Артема Кореняко, аэропортами-лидерами по количеству вводившихся ограничений стали Грабцево (Калуга), Гагарин (Саратов), Жуковский (Московская область), Гумрак (Волгоград), Домодедово (Москва), Казань, Стригино (Нижний Новгород), Шереметьево (Москва), Внуково (Москва), Курумоч (Самара), Пулково (Петербург), Ижевск, Беслан (Владикавказ), Северный (Грозный), Сочи и Уфа.

Лидером по количеству ввода плана «Ковер» стала Калуга — за 8 месяцев в Грабцево вводили ограничения 62 раза. Пулково занял 11-е место.

Член совета директоров сервиса путешествий «Туту» Игорь Сивец констатирует, что спрос на полеты в Санкт-Петербург летом снизился на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а доля авиапутешествий по России за год сократилась с 17% до 15%.

«Среди причин такой динамики — более высокая предсказуемость наземного транспорта. Этим летом аэропорты столкнулись с ограничениями из-за угроз безопасности, что затронуло планы десятков тысяч путешественников», — заключает эксперт. При этом он подчеркивает, что в сервисе не видят предпосылок для долгосрочной переориентации туристов на наземный транспорт — самолеты остаются самым быстрым способом передвижения.

Тем не менее популярность наземных видов транспорта растет. По данным «Туту», летом 2025 года спрос на автобусные поездки в Санкт-Петербург вырос на 25% по сравнению с летом 2024 года, на железнодорожные — на 8%.

Что будет с авиапутешествиями?

В ближайшее время, по прогнозу Игоря Сивца, структура спроса на транспорт по большей части не изменится. 62–70% пассажиров продолжат путешествовать на поездах — спрос на них будет поддержан в том числе ростом доли семейных путешествий. Также востребованными останутся автобусы. Однако в авиапутешествиях, по его мнению, можно ожидать изменений.

«Недавно Минтранс объявил об открытии аэропорта Краснодара, а в июле открыли Геленджик. Вероятно, часть сегодняшних «наземных» пассажиров пересядет на самолеты. Это коснется и перелетов из Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку именно из этих городов — самый большой спрос», — заключает эксперт.

Пока за счет снижения объемов перевозки стоимость авиапутешествий в некоторые города снизилась, констатирует Сергей Ромашкин.

«Начиная с марта-апреля авиакомпании начали снижать цены. Например, стоимость авиабилетов в Сочи по сравнению с прошлым годом снизились на 20%», — отмечает вице-президент АТОР.

По информации «Туту», наиболее подешевевшими направлениями за лето стали Москва (-13%), Уфа (-11%) и Самара (-10%).

Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram

Проклятие Nokia. Спасет ли на этот раз компанию $1 млрд инвестиций
Как бизнесу возместить ставки по кредитам через ЕАЭС: механика и барьеры
К вам придут раньше. Почему подрядчику не стоит слепо верить госзаказчику
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНС
Лейблы создали российский стандарт «золотых» и «бриллиантовых» альбомов
Похож значит виновен. Как поиск «русского следа» осложнил бизнес в Европе
Как распознать использование ИИ в резюме, тестовых и на собеседовании
Скидки и акции больше не спасают: как разработать собственную стратегию