Санкт-Петербург и область, 24 ноя 2015, 16:41

Петербургскому ученому грозит 10 лет по статье о госизмене

Суд рассматривает дело о передаче Украине документации на десантный корабль «Зубр»
Читать в полной версии

Гособвинитель просит посадить петербургского ученого, капитана 1 ранга Владислава Никольского на 10 лет по статье о государственной измене в форме шпионажа. Срок был озвучен на прениях, проведенных 24 ноября в закрытом режиме, передает «Фонтанка». Также прокуратура просит суд удовлетворить иск на 3,5 млн рублей в качестве возмещения ущерба.

По данным источников издания, ФСБ в 2012 году вменила Никольскому электронную передачу украинской стороне документации на десантный корабль «Зубр», спроектированный конструкторским бюро «Алмаз». Документы, по версии следствия, достал сотрудник 51-м центрального конструкторско-технологического института судоремонта Вячеслав Родионов, представителем от Украины выступал Василий Черный, а бывший старший научный сотрудник 1-го ЦНИИ (кораблестроения и вооружения ВМФ) Владислав Никольский полученную документацию выложил на электронные ящики и послал заказчику SMS-сообщение с логинами и паролями.

Родионова судили отдельно и приговорили к 6 годам условно. Черный умер в СИЗО, но дело в отношении него было передано в суд вместе с делом Никольского.

Владислав Никольский изначально вину не признавал. На судебном следствии, по данным «Фонтанки», изменил позицию, но просил суд переквалифицировать дело на «контрабанду документов, которые могут использоваться при создании вооружения и военной техники» (ст.226.1 УК РФ).

В середине ноября, напомним, ​Московский областной суд признал экс-сотрудника МВД Евгения Чистова виновным в госизмене в форме шпионажа и приговорил его к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима за то, что тот «инициативно установил контакт» с американской разведкой три года назад и в течение всего это времени за деньги передавал ЦРУ доступные ему служебные данные, в том числе относящиеся к государственной тайне.

В сентябре Мосгорсуд признал бывшего сотрудника ГРУ Геннадия Кравцова виновным в госизмене и приговорил его к 14 годам колонии. Внимание правоохранительных органов привлекло резюме Кравцова, которое он отправил в шведскую компанию, намереваясь устроиться на работу. По данным следствия, он разгласил в своем резюме секретные данные. Отмечается, что денежного вознаграждения он за информацию не получил.

В марте этого года Мосгорсуд также признал виновным в шпионаже в пользу США красноярского полицейского Романа Ушакова. Он был приговорен к 15 годам колонии строгого режима. Как установило следствие, Ушаков продал американской разведке за $37 тыс. код, с помощью которого можно было расшифровывать секретные телеграммы.

Одним из самых резонансных дел по статье «госизмена» за последнее время в России стал процесс над многодетной матерью Светланой Давыдовой из Смоленской области. Согласно материалам дела, Давыдова позвонила в украинское посольство и сообщила о возможной отправке военных из соседней воинской части на восток Украины. В марте 2015 года уголовное дело в отношении Давыдовой было прекращено за отсутствием состава преступления.

После этого случая, в апреле 2015 года, была обнародована статистика Верховного суда, которая показала, что за прошлый год почти в четыре раза увеличилось число осужденных по делам о государственной измене и в два раза — по террористическим статьям. При этом в 2013 году по статье о госизмене были осуждены всего четыре человека, тогда как в прошлом году — уже 15. Все они были приговорены к лишению свободы, девять из них — на срок свыше десяти лет.

Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему рынок дата-центров быстро растет и не грозит ли ему крах
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
8 рекомендаций для успешного продвижения во «ВКонтакте» в 2025 году
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств