Санкт-Петербург и область, 25 янв 2018, 12:57

Торговые сети заметили изменение ситуации на рынке

Читать в полной версии
Фото: Сергей Николаев/Интерпресс

Сеть гипермаркетов «Лента» отчиталась о результатах продаж за 2017 год. Как следует из сообщения компании, за год «Лента» увеличила выручку на 19,2%. Столь позитивная динамика ретейлера может говорить о смене ситуации на рынке, говорят эксперты.

Особенная экспансия

Выручка сети «Лента» по итогам прошлого года составила 365,2 млрд руб. (рост — 19,2%). Сопоставимые продажи выросли на 0,9%, при этом сократился LFL-трафик (на 1,4%) и вырос сопоставимый средний чек (на 2,3%).

По мнению аналитика компании «Открытие брокер» Тимура Нигматуллина, падение LFL-трафика объясняется негативным влиянием первых трех кварталов. «Умеренный рост среднего чека год к году отчасти связан с особенностями экспансии компании. «Лента» приобрела много конкурирующих сетей, гипермаркеты которых находятся рядом с действующими магазинами. В итоге сложился эффект каннибализации, когда трафик перераспределился между новыми и старыми точками», — говорит Нигматуллин.

Судя по отчетности, треть выручки компании пришлась на четвертый квартал. За этот период выручка выросла на 23% до 112,1 млрд руб. по сравнению с четвертым кварталом 2016 года. Сопоставимые продажи увеличились на 5,2%, LFL-трафик вырос на 0,6%, LFL среднего чека — на 4,6%.

Смена тренда

Положительные результаты четвертого квартала говорят о смене негативного тренда, полагает Нигматуллин. «Сегмент гипермаркетов (а это основной бизнес «Ленты») обладает высоким уровнем цикличности. В условиях сложной экономической конъюнктуры потребитель экономит на покупках в гипермаркете, опасаясь больших трат из-за расширенного ассортимента и расходов на логистику. Рост среднего чека и сопоставимого трафика в четвертом квартале говорит о смене ситуации на рынке — цикл спада меняется циклом роста, и гипермаркеты ощущают улучшение экономической конъюнктуры», — объясняет Нигматуллин.

Аналитик предполагает, что смена экономического цикла позволила компании частично ослабить влияние каннибализации. Это подтверждает и менеджмент компании. «В четвертом квартале 2017 года динамика роста продаж «Ленты» ускорилась до 23% благодаря увеличению сопоставимых продаж на 5,2% и росту торговой площади на 21%, — приводятся в отчете слова гендиректора «Ленты» Яна Дюннинга. — Хотя мы по-прежнему наблюдали негативный эффект от каннибализации и дефляции, их влияние стало ослабевать». В 2017 году «Лента» открыла 40 новых гипермаркетов и 49 супермаркетов, увеличив торговую площадь на 20,6% до 1,382 млн кв. м.

Ранее результаты продаж представила X5 Retail Group. Согласно отчету компании, за год выручка группы выросла на 25,5% — до 1,2 трлн руб. В четвертом квартале LFL-продажи выросли на 5,4%, LFL-трафик — на 3%, LFL среднего чека — на 2,3%.

Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе