КС запретил членам избиркома голосовать заочно без уважительной причины
Конституционный суд РФ запретил членам избирательных комиссий голосовать заочно. Соответствующее решение суда опубликовано на официальном сайте КС.
С заявлением о проверке конституционности положений ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав" обратились два кандидата в муниципальные депутаты Москвы. Они сообщили, что в январе прошлого года, уже будучи зарегистрированными кандидатами, присутствовали на заседании местного избиркома. На этом заседании комиссия зарегистрировала по тем же многомандатным округам, что и заявители, еще трех граждан. Причем это решение было принято с учетом голосов двух членов комиссии, не присутствовавших на заседании (по их письменным заявлениям) .
Заявители считают, что положения законодательства, допускающие "заочку", нарушают демократические принципы свободных выборов – коллегиальности, гласности и открытости деятельности комиссий, прозрачности выборов, а также ограничивают права кандидатов и иных участников избирательного процесса, а потому не соответствует Конституции РФ. Они безуспешно пытались обжаловать решение избиркома в московском суде, затем — обратились в КС.
В результате Конституционный суд признал, что оспариваемое положение, хотя и не устанавливает прямого запрета на использование членом избирательной комиссии заочной формы голосования, но и не предоставляет члену избиркома возможность отсутствовать на заседаниях без уважительной причины и делегировать кому-либо свои полномочия.
"Голосование, не основанное на личном участии членов коллегиального органа в работе его заседания... искажало бы правовую природу коллегиального органа публичной власти и приводило бы к нарушению принципа открытости (гласности) в его работе", - отмечается в определении Конституционного суда.
В своем определении суд ссылается на международный опыт и отмечает, что "заочное голосование" не согласуется и с международными избирательными стандартами, в том числе с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Руководящими принципами относительно выборов.
Но суд признал, что оспариваемое положение не ограничивало конституционные права в конкретном деле, так как не препятствовало заявителям ни обжаловать решения избиркома о регистрации кандидатов, ни обращаться в суд, ни в дальнейшем участвовать в выборах.
Выяснение же фактических обстоятельств дела, равно как и проверка законности и обосновании судебных решений, к компетенции Конституционного суда не относятся, говорится на сайте КС.