Весна в Петербурге: Dance Open, Чехов и «Обувь как искусство»
РБК Петербург рассказывает о самых интересных культурных событиях, которые ожидают петербуржцев этой весной:
ТЕАТР
Этой весной Петербург ждут гастроли сразу двух прославленных московских театров — Моссовета и Современника.
С 31 марта по 2 апреля на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова театр Моссовета покажет «Дядю Ваню» и «Вишневый сад» — два из трех спектаклей нашумевшей чеховской трилогии Андрея Кончаловского, — а также «Римскую комедию» Павла Хомского.
«Дядю Ваню» Кончаловский впервые интерпретировал еще в 1970 году — тогда снятый им фильм был единодушно признан (и до сих пор считается) одной из лучших экранизаций Чехова. 40 лет спустя режиссер вернулся к разговору о счастье, самореализации и растраченных надеждах, и вновь — с сильным актерским составом: Павел Деревянко, Александр Домогаров, Юлия Высоцкая и др. Почти все они появятся и в «Вишневом саде», для которого Кончаловский скрупулезно реконструировал эпоху — мебель и костюмы максимально точно рисуют начало несчастного XX века. Инфантильные, истеричные и беспечные герои пьесы не в силах справиться с надвигающимися бедами, прячутся от реальности в разговорах и в танцах, но Кончаловский не делает из этого драмы, а наоборот, стремится показать «Вишневый сад» таким, каким его задумывал Чехов — комедией, прощальной насмешкой умирающего писателя. Заключительный спектакль гастролей — «Римская комедия» — поставлен по давней пьесе Леонида Зорина (автора всенародно любимых «Покровских ворот»). Здесь Виктор Сухоруков и Сергей Виноградов разыгрывают вечный сюжет противостояния поэта-вольнодумца и тирана в декорациях древнего Рима.
Гастроли театра «Современник» пройдут на двух площадках с перерывом в месяц. 27 и 28 апреля Александринский театр примет спектакль «Амстердам» — совсем новую, январскую, постановку Сергея Газарова по пьесе Александра Галина. Алена Бабенко и Михаил Ефремов сыграют столкновение мировоззрений и ценностей, поиск общего языка и компромисса между свободой амстердамского извода и косной непримиримостью русского «хозяина жизни». А 30 и 31 мая на сцене Мюзик-Холла Константин Хабенский появится в пьесе «Не покидай свою планету» — сценической фантазии на тему «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, поставленной Виктором Крамером. Это фактически моноспектакль — жанр, не прощающий актеру небрежности, но, конечно, Хабенский не был бы собой, если бы не смог быть одинаково убедительным летчиком, Принцем, Лисом и остальными обитателями книги. Музыкальная поддержка — за Юрием Башметом и ансамблем «Солисты Москвы».
ТАНЕЦ
С 13 по 24 апреля на основной сцене Александринского театра пройдут спектакли XVI фестиваля балета Dance Open. Нынешний сезон фестиваля — едва ли не самый яркий и мощный за всю историю его существования. Откроется он 13 апреля сказкой Екатеринбургского балета «Снежная королева», и это будет первый эксперимент фестиваля с включением в программу детского спектакля. Дальше израильская танцевальная компания «Батшева» покажет свой знаменитый спектакль «Вирус Наарина» по пьесе Петера Хандке «Оскорбление публики» (первая постановка — 2001 год). «Батшева» вместе со своим бессменным лидером Охадом Наарином много лет подряд является не только важным именем во вселенной contemporary dance, но и разработчиком импровизационной техники Гага. Неудивительно, что танцевальные новаторы решили взяться за программный текст европейского неоавангардизма — самые важные высказывания и жесты, переворачивающие представления о границах допустимого в искусстве, не устаревают.
17 апреля Пермский театр оперы и балета представит «Золушку» в интерпретации Алексея Мирошниченко. Оригинальная режиссура переносит действие знакомой истории в Москву 1950-ых годов, в «Главный театр страны». Там ставят «Золушку», и вокруг этого разворачивается полная интриг и страстей история.
19 апреля Национальный балет Польши — сильная академическая труппа, взлетевшая под руководством Кшиштофа Пастора в мировых балетных рейтингах, — представит шекспировскую «Бурю». Из всех пьес Шекспира «Буря» — одна из самых многослойных и потому привлекательных для разнообразных интерпретаций. Поляки соединяют ожидаемую театральность с новейшими технологиями, иранские мелодии с привычными европейскими, но из этой разнонаправленности рождается гармония.
А 21 и 22 апреля нас ждет кульминация фестиваля — спектакли Нидерландского театра танца / NDT 1. Они везут три своих знаменитых одноактных спектакля: «Дотянуться до звезд» («Shoot The Moon») и «Немое пространство» («Silent Screen») Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Филипа Гласса, а также мини-балет «Тонкая кожа» («Thin Skin») Марко Гёке на музыку Патти Смит и Кита Джарретта. Спектакль-посвящение панк-иконе, пронзительной поэтессе Патти Смит, — под стать ее собственным песням. Изломанный танец, резкий, колкий, неудобный. За кажущейся простотой движений (и текстов) — целый мир, спрятавшийся за тонкой кожей, открытый любым интерпретациям.
В финальном Гала 24 апреля обещают «лучшее, что существует в современном балете, что создано сегодня, нашими современниками, и то, о чем будут говорить и писать завтра».
С 30 марта по 9 апреля пройдет XVII Международный фестиваль балета «Мариинский». По традиции фестиваль откроется премьерой — на этот раз Мариинский театр возвращает на свою сцену балет «Пахита». Когда-то для Петербурга его поставил Мариус Петипа, но нынешняя постановка — не реконструкция, а новое прочтение. Традиционная для фестиваля секция «Творческая мастерская молодых хореографов» в этом году интересна спектаклем «Мечтатели» — музыка электронных богов Daft Punk на академической сцене еще не звучала.
ВЫСТАВКИ
24 марта в галерее K Gallery открылась первая за сорок с лишним лет выставка Константина Сомова. Портретист, иллюстратор, денди и сооснователь последнего крупного дореволюционного художественного объединения «Мир искусства» Сомов, к тому же, и один из самых дорогих русских художников (в июне 2007 на аукционе Christie’s его «Радуга» ушла за рекордные на тот момент 7,3 миллиона долларов). Помимо известных портретов современников, на выставке представлена одна из самых любимых его работ — «Книга маркизы», сборник фривольных французских текстов, который Сомов проиллюстрировал рисунками разной степени откровенности. Нежную и веселую эротику «Маркизы» многие считают высшим достижением Сомова-графика, а в истории русских иллюстрированных изданий она занимает одно из важнейших мест. (До 14 мая)
Но Эрос не живет без Танатоса, и здесь как нельзя кстати оказывается выставка крупнейшего русского художника-баталиста Василия Верещагина. Она откроется 20 апреля в Корпусе Бенуа и будет приурочена к 175-летию со дня рождения художника. Русский музей обещает выставить более 220 работ из собственного собрания, а также из собрания Третьяковской галереи и прочих музеев. Помимо знаменитых батальных работ обещают — впервые — показать большой объем графики, пейзажных и этнографических этюдов Верещагина. Судя по всему, выставка будет как раз из тех, что собирают огромные очереди, так что приходить лучше на буднях (по четвергам Русский музей открыт до 21.00). (До 24 июля)
29 апреля в Главном штабе Эрмитажа откроется выставка-праздник — «Маноло Бланик. Обувь как искусство». Это именно его туфли называли пятой звездой сериала «Секс в большом городе». Это именно за «бланиками» охотились все модницы мира, а их создатель, уроженец скромной испанской семьи, в 2007 году стал кавалером ордена Британской империи за вклад в развитие индустрии. Выставка в Эрмитаже как раз и покажет, как дизайн женской обуви может превратиться в вопрос государственной значимости. 214 туфель и 30 авторских рисунков разбиты на шесть тематических секций. (До 23 июля)
А 30 мая в Николаевском зале «большого» Эрмитажа откроется первая в России персональная выставка крупнейшего художника послевоенной Германии — Ансельма Кифера. Он прославился провокационными работами, в которых неизменно обращал внимание зрителей на живучесть нацизма. Кифер работает со всеми мифами и символами немецкого духа, приведшими к крупнейшей катастрофе ХХ века (особый путь, Нибелунги, культ великого вождя — все это закончилось холокостом и не должно повториться, в этом смысле Кифер — один из самых глубоких современных пацифистов). Эрмитажная выставка будет посвящена Велимиру Хлебникову, специально для нее художник создал более 20 новых работ. По признанию Кифера, стихи часто становятся для него отправной точкой новой работы. А с Хлебниковым его объединяет еще и внимание к войнам (в своем эссе «Битвы» великий футурист рассуждал о циклах в 317 лет, через которые повторяются морские битвы). Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову» — разговор двух визионеров о предопределенности, беспощадном роке, о кораблях, которые становятся не нужны после сражения. (До 3 сентября)