Всё ещё впереди: может ли карантин обрушить интернет в Петербурге
Когда в России введут настоящий карантин, в работе интернета могут произойти массовые сбои, считают опрошенные РБК Петербург эксперты. Уже сейчас во всем мире резко возросший интернет-трафик и, соответственно, нагрузка на сетевое оборудование компаний увеличивает частоту и продолжительность сбоев. Дошло до того, что мировые сервисы стримингового контента (в частности, YouTube, Amazon Prime и Netflix) по умолчанию снизили качество потокового видео. Впрочем, российские провайдеры утверждают, что запасов прочности у них хватит.
Карантин на качество
Карантин из-за коронавируса, который вводят многие страны, побуждает людей сидеть дома и больше пользоваться интернетом. Очень многие при этом смотрят фильмы, что заметно увеличивает нагрузку на телекоммуникационные сети, поскольку на стриминговый контент (в основном, это потоковое видео) приходится не менее 60% трафика в фиксированных и мобильных сетях.
Это обстоятельство породило опасения за возможные сбои в работе интернета. Когда 20 марта сервис Downdetector зафиксировал глобальный сбой в работе YouTube, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка и услуг Тьерри Бретон призвал администрации всех соответствующих сервисов ограничить качество передаваемого видео на территории ЕС. Хотя ничего особенного в сбое у YouTube не было (это был всего лишь второй сбой в марте, тогда как, например, в сентябре и октябре 2019 года, когда еще не было пандемии, таких сбоев, по данным Downdetector, было по пять, а в августе — целых шесть), компания, видимо работающая на пределе возможностей, ответила согласием и снизила качество видео по умолчанию. Так же поступили Amazon Prime и Netflix. Netflix и YouTube объявили, что ограничение по качеству вещаемого видео будет действовать в течение 30 дней. По данным Netflix, это сократит трафик примерно на 25%.
Об угрозе сбоев объявили также сотовые операторы Vodafone и Deutsche Telekom. Помимо операторов, серьезные сбои происходят и в интернет-играх. Так Downdetector зафиксировал в марте уже 7 сбоев у популярной игры Dota 2.
В России все спокойно
В России в целом (и в Петербурге в частности) ничего похожего пока не наблюдается. Опрошенные РБК Петербург компании говорят о небольшом увеличении трафика. «В Санкт-Петербурге нагрузка на нашу сеть выросла незначительно — суммарный трафик увеличился за последние 7 дней на 6%», — утверждает директор макрорегиона Северо-Запад АО «ЭР-Телеком Холдинг» Александр Мотрич. У «Ростелекома» увеличение больше, но тоже не критично. «В Санкт-Петербурге и Ленобласти увеличение нагрузки на сеть в дневной период возросло более чем на 15% (с момента объявления повышенной готовности в связи с распространением коронавируса). Это никак не повлияло на функционирование и качество услуг и сервисов компании, такой рост нельзя назвать критическим», — сообщила на запрос РБК Петербург пресс-служба «Ростелекома» в МРФ «Северо-Запад».
Впрочем, Downdetector зафиксировал сбои в работе сервиса Дом.ру (принадлежит «ЭР-Телеком») 19 марта и особенно сильный — 23 марта, продолжавшийся несколько часов (правда, компания говорит об обрыве кабеля, а не о перегрузке в сети). У «Ростелекома» тоже отмечены сбои 19 и 22 марта.
По словам генерального директора «Рустелеком» Юрия Брюквина, у сотовых операторов ситуация сложнее, поскольку мобильный интернет более чувствителен к увеличению трафика, чем проводной, и рост в 10-15% уже вызывает проблемы. При этом, по данным комитета цифрового развития Ленинградской области, интернет-трафик на мобильных устройствах в области за последние 10 дней вырос на 20%. Серьезных сбоев это не вызвало (хотя Downdetector все же отмечает некоторые проблемы в работе сотовых операторов) — видимо потому, что в области трафик небольшой, а в Петербурге, по данным комитета, он даже снизился (люди стали больше сидеть дома и пользоваться, в основном, проводным интернетом). Правда, несмотря на это уже, сейчас заметно ухудшение качества мобильного интернета, например, в видеосвязи по WhatsApp, отмечает Юрий Брюквин. В какой-то момент мобильный интернет начнет просто отключаться, говорит эксперт.
Тем не менее сотовые операторы пока особенно не волнуются. Так, в «Мегафоне», например, утверждают, что дневной интернет-трафик в Петербурге вырос не радикально и наибольшая активность абонентов домашнего интернета по-прежнему приходится на интервал с 20 до 22 часов. Примерно то же говорят и в более мелких компаниях. По словам Дмитрия Петрова, генерального директора ООО «Комфортел», работающего главным образом с крупными компаниями, заметного изменения трафика, по сравнению с прошлым месяцем, не наблюдается. В сегменте домашнего интернета увеличение есть, примерно на 15-20%, но дневной трафик по-прежнему меньше вечернего. А генеральный директор ООО «Смарт Телеком» Андрей Суходольский даже утверждает, что у его абонентов дневной трафик вообще почти не увеличился. Впрочем, это может объясняться тем, что его компания (как, впрочем, и «Комфортел», у которой наблюдается тот же эффект) обслуживает и юридических, и физических лиц, так что при переходе сотрудников компаний на работу дома общий трафик почти не меняется. Такая диверсификация бизнеса в нынешней ситуации очевидно повышает устойчивость компании.
Запас прочности
Все опрошенные РБК Петербург компании говорят о большом запасе прочности. «Ростелеком» своевременно проводит мероприятия по модернизации сетей связи и профилактике аварийных ситуаций, возможности сети имеют большой запас, сеть будет устойчива и к гораздо большим нагрузкам», — утверждает пресс-служба компании. «Даже если все клиенты будут пользоваться нашими сервисами в течение дня точно так же, как они это делают вечером (когда нагрузка по сравнению с дневной увеличивается вдвое) или даже больше, мы с этим справимся без дополнительных усилий, — утверждает директор по связям с общественностью Северо-Западный филиал ПАО «МегаФон» Людмила Чехова. — Кроме того, многие российские онлайн-кинотеатры используют технологию CDN (Content Delivery Network). Она существенно сокращает загрузку магистральных каналов связи, потому что копии наиболее востребованных роликов, фильмов и сериалов хранятся в ближайших к абонентам дата-центрах. CDN использует онлайн-кинотеатр «МегаФон ТВ», YouTube и другие сервисы, поэтому европейского сценария по ограничению HD-контента в России ожидать не стоит».
По ее словам, сеть компании в Санкт-Петербурге хорошо подготовлена к пропуску повышенных объёмов трафика. «Мы сталкиваемся с этим каждый раз с началом туристического сезона и сезона массовых мероприятий, емкость сети и проводимые мероприятия по ее модернизации позволяют рассчитывать на то, что сервисы будут предоставляться на высоком уровне», — утверждает она.
О достаточном пока запасе прочности говорит и Дмитрий Петров: «Нынешнее увеличение трафика к масштабным проблемам не приводит, но иногда это оборачивается деградацией качества. Хотя ничего катастрофичного в этом нет, поскольку проблема может быть решена за несколько дней путем модернизации конкретных участков сети и увеличении емкости каналов».
Все еще впереди
Отсутствие серьезных проблем в работе сетей может быть связано с тем, что настоящего карантина, как в Европе, у нас пока нет, говорят эксперты. По примерным оценкам, пока лишь около 10% сотрудников компаний и госорганизаций переведены на работу из дома. К тому же, как отмечает Дмитрий Петров, работающие дома сотрудники компаний как правило подключаются к своим корпоративным сетям — и фильмов, как и другого развлекательного видеоконтента, смотрят мало. А обычный (в основном, текстовый) контент трафик загружает слабо.
В то же время некоторые эксперты считают, что угроза сбоев все же реальна при ужесточении карантина, когда трафик вырастет еще больше. К тому же, по крайней мере у некоторых компаний ситуация более напряженная в регионах. Так, по данным Александра Мотрича, в целом по России рост трафика в сети «ЭР-Телеком Холдинг» за последнюю неделю составил более 20%, то есть, в 3,5 раза больше, чем в Петербурге. «В связи с объявлением школьных каникул и дальнейшим переходом сотрудников предприятий на удаленную работу, мы прогнозируем рост объемов передачи данных. Предположительно, максимальный рост трафика в Петербурге может составить 30%», — говорит Александр Мотрич. При этом в остальной России трафик может вырасти еще больше.
По словам Дмитрия Петрова, серьезные проблемы могут возникнуть, если трафик вырастет в 1,5 — 2 раза. «Я уверен, что если половина населения сядет дома и начнет одновременно пользоваться интернетом, сети не выдержат и сбои примут массовый характер», — согласен с коллегой Юрий Брюквин. А это возможно, если карантин в России станет таким же жестким, как в Италии или во Франции. Тогда запас прочности у компаний может закончиться и придется закупать дополнительное оборудование, что сейчас очень накладно. «Из-за изменившегося курса доллара стоимость оборудования серьезно возросла, поскольку его самого или его компоненты приходится импортировать», — отмечает Дмитрий Петров.
Ситуация осложняется еще двумя обстоятельствами, отмечает Юрий Брюквин. Во-первых, рост трафика по понятным причинам не сопровождается увеличением выручки, поскольку домашний интернет как правило безлимитный. В такой ситуации единственный способ компенсации затрат — увеличение цен на услуги, признает Дмитрий Петров. Второе обстоятельство обусловлено серьезным усложнением логистики доставки оборудования из-за карантинов (в том числе закрытия границ) в разных странах, да и устанавливать оборудование в России стало сложнее по причине того же карантина, когда монтажники отправлены по домам. В результате длительность сбоев может измеряться не часами, как сейчас, а днями, считает Юрий Брюквин. В связи с предстоящими финансовыми проблемами у компаний он указывает на опыт Китая, где государство активно вкладывается в инфраструктуру сотовой связи и интернета.
Отметим, что ужесточение карантина в России вполне реально, поскольку мэр Москвы Сергей Собянин на встрече 24 марта с президентом Владимиром Путиным настаивал на введении жесткого карантина во всех российских городах, а правительство РФ разработало меры наказания за нарушение карантина.
Подпишитесь на РБК Петербург в ВКонтакте, Facebook и Instagram