В Петербурге сообщили о восстановлении промышленности
Восстановление промышленности города после пандемии к данному моменту завершилось. Об этом сказал председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт Петербурга Кирилл Соловейчик в интервью РБК Петербург. По итогам 2021 года он прогнозирует рост индекса промышленного производства (ИПП) и объема инвестиций в промышленные производства. Основные факты и оценки состояния петербургской промышленности из интервью председателя профильного комитета — в материале РБК Петербург.
Состояние промышленности устойчивое
«Ковид, в основном, ударил по сфере услуг. Состояние промышленности можно охарактеризовать скорее как положительное.
Мы осуществляем еженедельный и ежемесячный мониторинг показателей развития промышленности. Цифры говорят о том, что ее состояние в целом устойчивое. Процесс восстановления городской промышленности начался еще в июле прошлого года. Чуть-чуть не дотянул до 100% ИПП в декабре — индекс промышленного производства составил 98,2% к уровню 2019 года. В январе-феврале 2021 года — уже 104,1%. То есть объем производства стал больше, чем до пандемии. Промышленность в этом смысле совершила подвиг. На мой взгляд, в целом ситуация стабилизировалась, начался рост. Хотя отдельным отраслям еще необходимо подтянуться.
«Мы осуществляем еженедельный и ежемесячный мониторинг показателей развития промышленности. Цифры говорят о том, что ее состояние в целом устойчивое».
По итогам 2021 года объем производства в промышленности Петербурга вырастет, минимум на несколько процентов. В том числе, за счет начала работы новых производств, которые точно будут открыты в этом году. Помешать росту смогут форс-мажорные события — того же уровня как в 2020 году».
Потери и яркие события
«В июне и июле был самый сильный спад в индексе промышленного производства. Сильно затормозились отгрузки. Какие факторы — локдаун или нефтяной кризис — больше всего повлияли на нашу экономику в 2020 году, сказать сложно. На компании, которые были связаны с нефтегазовой отраслью, кризис повлиял. Но ничего катастрофического из-за этого влияния в городе не случилось, судя по налоговым результатам 2020 года. Петербург получил плюс 8,8% по НДФЛ и минус 7% по налогу на прибыль.
Платежеспособный спрос в целом снижался, и это сказалось на той промышленности, которая работает на конечного потребителя. Но когда в конце года резко выросли продажи автомобилей, стало ясно, что спрос начал восстанавливаться.
В структуре промышленного производства в обрабатывающих отраслях петербургской промышленности автопром занимает чуть меньше 20%. Это существенная доля. И автомобильная промышленность пострадала больше всего. По стране объем производства автопрома по итогам года оставил минус 9%. У нас по году — минус 11%. В октябре-декабре был ажиотажный спрос на автомобили, и мы очень рассчитывали, что HYUNDAI на этом ажиотажном спросе вытащит свой производственный план. Но, к сожалению, не получилось.
Всего три отрасли промышленности Петербурга были в плюсе по итогу года. Первая — судостроение. Рост транспортного машиностроения, в том числе судостроения, был заметным — 11,7%. Из заложенных ранее кораблей и судов одиннадцать за 2020 год в Петербурге спустили на воду. Одиннадцать заложили новых. При этом сейчас более 50 кораблей и судов находится в работе.
Вторая выросшая отрасль — фармацевтическая — рост 13,9%. Самым ярким промышленным событием здесь я бы назвал достижение компании «Активный Компонент». Благодаря ей мы в Петербурге перешли на следующий уровень глубины переработки, и кроме конечных медицинских препаратов начали выпускать фармацевтические субстанции. Это произошло раньше. Но в 2020 году стало особенно важным то, что из 16 российских препаратов, применяемых в лечении «ковида», 3 выпускались на фармсубстанциях «Активного Компонента». При этом отмечу, что всего городе производится 5 готовых лекарственных препаратов, используемых при лечении Covid-19 (один из них на фармсубстанции «Активного Компонента»). Также важны достижения «Биокада» с его запуском производства вакцины Спутник V. АО «ФАРМАСИНТЕЗ-НОРД» тоже запустит в самое ближайшее время выпуск этой вакцины.
Пищевое производство — это третья отрасль, закончившая год с положительным результатом в 4,6%. Пищевые перерабатывающие производства для нас важны по многим причинам. Во-первых, это обеспечение жителей продовольствием, в том числе, в случаях полного закрытия границ между странами и регионами, что возможно, как показал минувший год. Во-вторых, это высокотехнологичные производства с постоянными инвестициями. По рейтингу производств, которые много инвестируют, пищевые перерабатывающие производства занимают четвертое место».
Массового вывода производств нет и не будет
«Сейчас мы два раза в месяц собираем полную картину ситуации в промышленности по разным показателям. Это глубокие срезы — и дебиторская, и кредиторская задолженности, и ситуация с персоналом. Занятость смотрим особенно внимательно, потому что по ней можно четко понять кризисные индикаторы на предприятиях. В настоящий момент мы не видим никаких критических сигналов ни на одном предприятии. Из крупных предприятий, переезжающих в другие регионы, я знаю только два. Эти переезды не связаны с пандемией. «Севкабель», который в последнее время испытывает финансовые проблемы, по имеющейся у нас информации, купила другая компания, и они производство перевезут в Псков. Персонал, уверен, найдет работу в Петербурге. Второе предприятие — «Светлана-Полупроводники». Предприятие по решению собственника переносит производство в Воронеж. Но мы договорились, что R&D центр останется в Санкт-Петербурге.
«Никакой программы по массовому выводу промышленных предприятий из центра Петербурга нет и не будет. И я не вижу системного перевода производств, например, в Ленинградскую область».
Никакой программы по массовому выводу промышленных предприятий из центра Петербурга нет и не будет. И я не вижу системного перевода производств, например, в Ленинградскую область. Во-первых, политически мы все-таки с областью партнеры и друзья. Другое дело, что само территориальное расположение мест приложения сил видимо требует осмысления, причем серьезного. Понятно, что советские представления, что город будет окружен кольцом промышленных предприятий, не сбылись, потому что мы оказались в кольце жилья. Это не хорошо и не плохо, это так.
Но мы заинтересованы в более или менее равномерном распределении производств по территории города — чтобы не формировались анклавы, которые увеличивают локальную нагрузку на улично-дорожную сеть. Этого можно добиться адекватным территориальным планированием, чем мы сейчас и занимаемся в сотрудничестве с Комитетом по градостроительству и архитектуре. Должен соблюдаться разумный баланс объектов на территориях — жилье, соцобъекты, сфера услуг, промышленность. Огромная часть современных производств не требует больших санитарных зон вокруг себя; их можно размещать вблизи жилья абсолютно безвредно для людей, у которых появятся рабочие места в пешей доступности».
Инвестиции сегодня — объемы завтра
«Мы внимательно следим за инвестиционным процессом, потому что инвестиции сегодня — это объемы производства завтра. Потеряем в инвестициях сегодня — завтра недополучим в налогах совершенно точно. Инвестиции в 2020 году в промышленности сократились — 97% по отношению к 2019 году. Но это снижение я связываю с инвестиционными циклами крупных проектов, таких, например, как в автопроме. В этом году большинство проектов точно выйдут на уровень 2019 года. У нас есть информация, кто начнет работать в нашей особой экономической зоне, и в целом по городу какие заводы в этом году будут открыты. Пока есть информация о 9 планируемых открытиях. В 3-м квартале уже устойчиво заработает завод двигателей HYUNDAI. «Силовые машины» законтрактованы на турбины и по внутренним, и по внешним проектам. РЭП-холдинг развивает производство новых мегаваттных турбин под внутренний спрос от Газпрома.
«Инвестиции сегодня — это объемы производства завтра. Потеряем в инвестициях сегодня — завтра недополучим в налогах совершенно точно».
Что касается поддержки промышленности, то мы хотим изменить подходы — чтобы оказывать промышленным предприятиям не только общие системные меры поддержки, всем одни и те же, но и найти те механизмы поддержки, которые помогли бы конкретной отрасли. Для этого мы хотим использовать программно-отраслевой подход. Мы собрали подробную информацию про каждую отрасль, структурировали отрасли по группам: базовые, новые и новейшие, провели отраслевые совещания, чтобы совместить нашу точку зрения с точкой зрения промышленных предприятий на то, какими видятся меры поддержки. Подключили Минпром и Минсельхоз. Сейчас сформирована полная картина по каждой конкретной отрасли — с налогами, инвестициями, рабочими местами и мерами поддержки.
Кроме того возникла идея, чтобы наш Центр поддержки экспорта, который в настоящий момент ориентирован на МСП, научился выполнять задачи, стоящие перед крупным бизнесом. В этом нуждаются судостроители, фарма, автопром.
В конце марта я выступлю с этими предложениями на президиуме Союза промышленников. После этого мы хотим в конце апреля провести Промышленный совет Петербурга под руководством губернатора. Решением совета будет утверждена промышленная политика до 2025 года, содержащая меры стимулирования роста промышленного производства».
Подготовили: Владимир Грязневич, Елена Кром