Санкт-Петербург и область, 25 мар 2022, 16:42

«Пример революционного сознания»: Минпромторг удивил торговые центры

Читать в полной версии
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Минпромторг РФ потребовал от крупных торговых центров ужесточить условия аренды для зарубежных торговых сетей и операторов общепита, которые приостановили свою деятельность в России. Опрошенные РБК Петербург юристы говорят, что изменить в одностороннем порядке условия расчета арендной платы по договору невозможно.

Ради добросовестных арендаторов

Письмо за подписью замминистра Виктора Евтухова (документ есть в распоряжении редакции) было направлено владельцам ТЦ 24 марта. В этом документе предпринимателям настоятельно рекомендуют пересмотреть для временно закрывших свои магазины торговых сетей размер арендной платы и перевести их с процентов от оборота на фиксированные суммы, исходя из средних значений арендной платы до приостановки работы. Чиновники предостерегают ТЦ от «попыток покрыть возникающие убытки владельцев торговой недвижимости за счет арендаторов, продолжающих работу, в какой бы форме это не происходило, в том числе в форме необоснованных преференций организациям, приостановившим свою деятельность». В случае предоставления таких преференций, об этом нужно уведомить Минпромторг в «незамедлительном порядке с конкретными пояснениями (аргументами)».

«Письмо действительно направлялось в крупные торговые центры и их ассоциации. Данные рекомендации направлены на сохранение работы как самих торговых центров, так и добросовестных арендаторов, не приостановивших свою работу, условия аренды для которых не должны ухудшаться», — сообщил статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов через пресс-службу.

До 40% закрытых магазинов

По данным Российского совета торговых центров (РСТЦ) в стране простаивают порядка 20% площадей, которые ТЦ сдавали международным брендам. В компании IPG.Estate оценивали долю площадей прекративших работу магазинов выше — в 40%.

До заявлений о приостановке деятельности в России в Петербурге работал 41 магазин брендов, входящих в Inditex group (Zara, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius, Massimo Dutti и Oysho). У H&M Group в городе было 22 магазина H&M, три магазина Monki, а также по одному магазину COS и & Other Stories. У испанского фешн-ретейлера Mango было 13 магазинов в Петербурге, у японского Uniqlo — 9. Также в городе прекратили работу 6 строительных гипермаркетов немецкой сети Obi, два магазина и четыре студии шведской IKEA.

«Не предусмотрено договором»

Юридических оснований для пересмотра договоров нет, уверены отпрошенные РБК Петербург эксперты. «Административное вмешательство в гражданско-правовые отношения всегда приводит к крайне негативным последствиям. У Минпромторга нет полномочий давать указания частным субъектам по определению каких-либо условий договоров либо требовать предоставления каких-либо отчетов кроме статистических данных. Конечно же, не допускается в одностороннем порядке изменение порядка расчета арендной платы в договорах аренды, если это прямо не установлено договором. Не понятно и каким конкретно образом можно покрыть убытки от приостановки деятельности каких-либо арендаторов за счет других арендаторов, когда каждый из них платит за свое пользование помещением», — отметил партнер и руководитель практики недвижимости и инвестиций АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.

По его мнению, данное письмо следует расценивать как проявление «революционного сознания в новой неведомой нам реальности», в которой пока существуют чиновники Минпромторга, и только.

Идут интенсивные переговоры

В РСТЦ ситуацию с письмом комментировать отказались. РБК Петербург также направил запросы в «Адамант», «Невский центр», SRV и Malltech. Ранее представители отрасли заявляли, что на фоне закрытия магазинов ведущих зарубежных брендов, оставшиеся в ТЦ арендаторы (российские сетевые операторы) начали обращаться к владельцам центров с требованиями снизить для них арендную плату.

«Со всеми сетевыми, крупными, средними и малыми арендаторами ведутся интенсивные переговоры. Их цель одна: помочь отрасли выжить. Чтобы через несколько месяцев, когда ситуация в экономике неизбежно стабилизируется, всем нам не оказаться на выжженном поле. Идут тонкие настройки: ретейлерам даются скидки, которые привязываются к фактической выручке (а она, разумеется, упала), переносятся очередные платежи... С каждым работаем индивидуально, гибко», — писал в соцсетях Максим Левченко, управляющий партнер Fort Group (ей принадлежит 10 торговых центров в Петербурге).

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе