«Последствия санкций уже видны»: что будет с бюджетом Петербурга
Правительство Петербурга не планирует весной 2022 года корректировать бюджет, несмотря на сложную экономическую обстановку. Об этом заявил вице-губернатор Алексей Корабельников.
«Сейчас просчитываем риски, связанные с возможным сокращением доходов бюджета в результате временного снижения деловой активности, работаем над приоритезацией расходов, — написал Корабельников в своих социальных сетях. — Заверяю — все социальные обязательства, поручения президента и губернатора будут выполнены. Строительство социальных объектов тоже в приоритете — будем как достраивать начатые, так и начинать строить новые».
Депутат Государственной Думы РФ от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева рассказала РБК Петербург, какие действия властей, по её мнению, помогут избежать остановки предприятий и резкого падения доходов горожан.
Оксана Дмитриева, депутат Государственной Думы РФ от Санкт-Петербурга («Партия роста»):
«Сейчас всё зависит от действий экономистов и финансистов во власти. Нужен чёткий экономический прогноз и на его основе — программа действий. Так же, как в 2014 году, кризис, то есть падение производства и доходов, отнюдь не неизбежен. Ссылаться на то, что всё непредсказуемо, как при «ковидном» кризисе, неправильно, потому что последствия санкций уже просматриваются. Да, регион не принимает решений относительно денежной и валютной политики, это прерогатива федерального уровня власти. Но всё, что касается предотвращения остановки предприятий, разрыва технологических цепочек, поддержки малого и среднего бизнеса, может регулировать город.
В любом случае действовать ситуативно недопустимо. Петербургским чиновникам важно, на мой взгляд, резко высказать свою позицию о том, что причиной остановки и банкротства предприятий может быть высокая кредитная ставка, которая определяется ставкой Центробанка. Поэтому уже сейчас понятно, что в первую очередь нужно пересматривать всё, что связано с займами и политикой долга. Далее корректировки коснутся строительства, потому что там есть объективный рост цен на строительные материалы и неизбежен рост издержек. Из-за скачка цен придётся дополнительно продумать индексации пособий и тех выплат, которые обеспечивает региональный бюджет. То же касается закупок лекарств. Понятно, что проваливается автомобильный кластер.
С другой стороны, вполне возможно, что в номинальном выражении доходы вырастут вслед за ценами на нефть и газ. Прирост доходов может дать консолидированная группа налогоплательщиков. Тот же фармацевтический кластер, который сосредоточен в Петербурге, должен дать и рост объёмов производства, и повышение доходов. Властям предстоит отрегулировать рынок. Возможности наращивания есть. Я сама обошла все предприятия своего Колпинского района — там самая большая проблема до последнего времени была в кадрах. Наши предприятия не могли конкурировать с иностранными, например, по уровню зарплаты. Теперь же у промышленников появилась возможность трудоустроить высвободившихся сотрудников.
То же касается контрактов. Многие предприятия, в том числе с госучастием, размещали заказы у иностранных производителей, наши не могли конкурировать либо по качеству, либо по цене. Теперь ситуация кардинально меняется. Возможностей для наращивания производства множество. Нужна дорожная карта для понимания и анализа: что закрылось, кто высвободился и какие ресурсы для роста существуют».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Юлия Воробьева